0

Строить общество на обычаях и традициях предков

29-01-2015_07-52-13В прошлом я участвовал в Ленинских чтениях, грешен, каюсь. Бывал не раз и на Пушкинских чтениях в Большом Болдине. И вот с Божьей помощью дожил и до Рождественских чтений.

Впервые они прошли в Лукояновском благочинии в Лукояновской школе №1. Пришли, наконец, к главным основам, своим корням, надежным нравственным опорам и духовным скрепам. Дошло! Слава Господу!

На ком лежит ответственность за воспитание детей?

Правда, устроители чтений из информационно-диагностического кабинета районного отдела образования робко, скромно и стеснительно не назвали их Рождественскими, а только педагогическими по духовно-нравственному воспитанию детей.

Это простительно, объясним и понятно: даже признающий Бога человек не сразу встает на путь к храму и воцерковляется постепенно.

Но название не меняет дела и сути чтений. В выступлениях докладчиков убедительно и четко красной нитью прошла тема необходимости формирования духовности на основе веры и православия.

 Районная научно-практическая конференция называлась «Система формирования духовно-нравственного воспитания в Лукояновском районе как основа национальных ценностей и российской гражданской идентичности».

В ней приняли участие учителя начальных классов, заместители директоров школ по воспитательной работе, преподаватели воскресных школ, педагоги дополнительного образования, представители центральной  детской библиотеки и городского детского сада №4 «Дюймовочка».

Вела конференцию методист отдела образования Алевтина Станиславовна Егорова. Всех собравшихся в актовом зале школы  поприветствовал заведующий информационно-диагностическим кабинетом отдела образования Эдуард Александрович Салин.

В своем слове он подчеркнул, что ответственность за воспитание  детей распространяется и на учителей начальных классов. «Семья, к сожалению, не берет на себя ту львиную долю воспитания, которую должна была взять».

Главная задача для всех

Показательным и характерным стало и то, что первому трибуну для выступления дали настоятелю храма Николая Чудотворца в поселке Степана Разина протоиерею Вячеславу Осьминкину. Пастырь не первый раз выступает перед учителями района.

Отец Вячеслав начал со слов удовлетворения и отрады:

- В недалеком прошлом мы не могли собраться на конференцию по духовно-нравственным проблемам, пригласив священника. Сегодня это стало возможным. И обсуждать есть чего.

В обществе распространилось негативное влияние на детей. Немалую роль в этом играет телевизор. Главная задача для всех нас – это православная семья. А задача учителей — продолжить воспитание детей, начатое в семье. Необходимо преодолевать атеизм.

Это удается сделать в детях. Они зачастую в храм идут первыми: родители атеисты, а дети веруют. Мамы и папы, бывает, и препятствуют развитию веры в ребенке, не пускают его в храм. Что тут делать? Почаще встречаться с родителями, всё объяснять им, регулярно вразумлять.

Пастырь пожелал учителям успехов в воспитании детей, призвал внести новое в этот процесс. А это новое хорошо забытое старое:

- Необходимо строить наше общество на традициях и обычаях предков. Это всегда дает только положительный результат. Многие молодые уже переступают порог храма.

Люди разного возраста, контингента познают духовные основы. И церковь в этом — школа духовности. Надо пройти жизнь без ошибок и достойно. Свободно идти к Богу, воспитывать и учить наших детей.

Как пресечь зло и посеять добро?

Почти пять лет Лукояновский детский сад №4 «Дюймовочка»  работает с детьми в православном направлении. Очень поучительно и характерно и то, что за это время ни один из родителей не выступил против такого воспитания и с удовлетворением написал на то свое письменное согласие. Опытом такой работы поделилась педагог дополнительного образования детсада Людмила Валентиновна Кучина.

Как пресечь зло? Каким образом посеять и воспитать добро? Единственный путь к этому — нравственные ценности, духовное воспитание. Это фундамент и основа: с детства наполнить ребенка светом и добром. Что самое главное, это даст урожай во сто крат больше потом, в зрелом возрасте.

Главная задача воспитателей детсада — формирование у детей собственного интереса к православным знаниям. Формы работы самые различные. Кружки для разных возрастных групп: «Зернышки добра» – по сказкам. Они — большие и мощные воспитатели. Кружок «Украсим мир вместе».

На православные праздники ярко и весело разыгрываются с детьми целые театрализованные представления совместно с воспитателями, родителями, с участием благочинного Лукояновского округа иереем Борисом Семенчевым. Специальные дидактические игры, просмотр православных видеофильмов и мультфильмов. Экскурсии в храмы благочиния.

Выпуск стенгазет, выставка поделок к праздникам, Для воспитания есть и специальная программа из семи разделов.

Но во всей воспитательной работе не обойтись без четкого и постоянного взаимодействия с родителями. Необходимо приобщение их к православным традициям и ценностям. Всем по душе общие паломнические поездки в храмы нашей епархии и митрополии.

А еще связь с храмами благочиния, с благочинным Борисом Семенчевым, со школами и библиотеками. Кстати, в детсаде своя православная библиотека, видеотека, детские православные журналы. А основа и кредо всей работы детсада в следующем афоризме:

«Привести человека к вере, к Богу — это задача священнослужителей. А дать детям понятие о православной культуре — обязанность грамотного, просвещенного педагога».

Путь к духовному миру

Познакомились преподаватели и с опытом работы воскресных школ при храмах района. О этом рассказал участникам конференции Сергей Николаевич Румянцев -  куратор Лукояновского благочиния по образованию. Таких школ пока три: при кудеяровском храме Всех Святых, в разинском храме Святителя Николая Чудотворца и при Лукояновском храме Покрова Божией Матери.

В них соответственно 13, 18 и 31 ученик, всего 62 воспитанников. С ними работают девять педагогов с педагогическим, духовным и катехизаторским образованием. Сергей Николаевич уверен: «Нет и не может быть школы без воспитания».  Формы работы самые разнообразные. Это и уроки: Закон Божий, основы духовных ценностей, изобразительное искусство и пение.

Последние уроки особенно нравятся детям. Они их ждут. Урок занимает 30 минут, занятия идут три часа. Есть и специальная программа, рассчитанная на два-три года. Недавно разработана программа, рассчитанная на восемь лет. Это и конкурсы («Красота Божьего мира»), и концерты вместе с родителями к праздникам, и совместные туристические и паломнические поездки в Городец, Муром, Большое Болдино, Нижний Новгород и Дивеево.

- Дети приходят в школу из-за простого любопытства. Его надо закрепить в течение учебного года и посеять в них семя веры. Общая задача одна: больше воцерковить детей, а вместе с ними и родителей. Вслед за детьми в храм часто приходят их мамы и папы. Ведь храм и вера — нерушимый нравственный стержень, который не даст в жизни сойти с праведного пути.

Тему продолжила Татьяна Владимировна Вострякова — учительница разинской воскресной школы. Она уверена: 

- Духовно-нравственное воспитание — жизненная необходимость для существования и развития общества, государства, страны. В приобщении детей к православному пространству воскресные школы имеют высокий социально-педагогический потенциал.

Важную роль играет здесь и постоянное присутствие священнослужителя. Каждое воскресенье идут беседы отца Вячеслава Осьминикина с воспитанниками. Душевно греет и сплачивает общее чаепитие после уроков. Стимулирует учение и система поощрений учеников и их родителей, лучшие из которых получают Почетные грамоты и подарки.

Среди предметов и старославянский язык для чтения духовных книг, и основы православной культуры. Есть и учебники, программы. В учебе — чтение фольклора, духовных произведений, житий, поучений, беседы, лекции, экскурсии, паломнические поездки.

Дети помогают храму, участвуют в богослужении, вместе с педагогами и родителями принимают церковные таинства покаяния и причастия. Организуется и досуг детей: рукоделие, церковно-хоровое пение, концерты к праздникам. Бережное, трепетное отношение к православным основам, ценностям — главная задача. Воскресная школа здесь — путь к духовному миру.

В чем основы нравственных ценностей?

Ныне в обществе во многом утрачена нравственность, царит духовная опустошенность, исчезает терпимость, сострадание, покаяние, добро. Что же делать? Учить всему этому, помочь, создать, воспитать, поощрить. В этом уверена Людмила Владимировна Яценко - учительница начальных классов Разинской школы. Она работает по программе «Планета знаний», где воспитание идет на всех уроках.

Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности. Воспитание — широкий процесс, где активно участвуют и родители. Постоянны встречи и беседы с ними, их участие в конкурсах, утренниках, праздниках, спортивных состязаниях. «Мы все вместе на всех мероприятиях.

Очень много нужно сделать нам и родителям, чтобы воспитать в детях основу нравственных ценностей. И это возможно только путем веры, православия».

Ее дополняет Людмила Николаевна Марышева — учительница начальных классов Лукояновской школы №1. Главной задачей она считает формирование порядочного, честного, нравственного гражданина. Ведь именно в детстве дается основание всему нашему  будущему.

И следовать тут нужно «золотому правилу этики»: «Не делай людям того, чего бы не хотел для себя. Поступайте с другими так, как бы вы хотели, чтобы поступили с вами». Нужно делать больше добра. Как? Да просто тренироваться в этом! Помочь ребенку в воспитании должны близкие ему люди. Тогда дорога к нравственным вершинам не будет такой трудной.

Людмила Николаевна Голова, учительница той же школы уверена: дети добры по природе своей. Но заложенное зерно доброго требует постоянной работы, ухода и заботы. Необходимо донести до детей понятия: добро-зло, альтруизм-эгоизм, соучастие – равнодушие. Но даже всего положительного должно быть в меру.

Педагог пользуется на уроках этики притчами. Они очень поучительны, в них сосредоточен кладезь народной мудрости. Они  заставляют думать и оценивать поступки, учат  делать правильные нравственные выводы и зовут детей на диалог.

А мораль в притче открывается легко и сразу. Притчи — самое древнее искусство слова. В них всегда большой или малый, но всеобщий закон жизни.

Воспитывать сейчас, потом будет поздно

А как идет воспитание в селах, где нет ни церкви, ни священника? И там успешно работают педагоги. Опытом поделилась Марина Владимировна Карпова, учительница начальных классов из Крюковки. Он впечатляет: поисковая деятельность и экологические акции, экскурсии и творчество в кружке «Радуга», участие в делах школы и села, связь с СДК и библиотекой, встреча с ветеранами и краеведение,уход за памятниками, концерты, Дни села — так и закладывается фундамент духовно-нравственного становления личности.

Родители и хотели бы воспитывать своих чад , но как растить их в духовном направлении — просто не знают. И в этом надо им помогать. Хорошо, что в селе возвели часовню, а потом пристроили к ней алтарь — и получился небольшой храм Покрова Божией Матери. Дети посещают его. Рождественские игры, колядки.

На Пасху дети звонили в колокола. Высокий уровень духовного развития должен закладываться здесь и сейчас. Потом будет уже поздно. Само слово «образование» происхождением несет образ Божий.

Марина Ивановна Скворцова, учительница Лукояновской школы №1 третий год работает, используя курс классных часов «Уроки для души». Марина Юрьевна Давыдкина, завуч по воспитательной работе Лукояновской школы №2 рассказала о большом опыте в поисковой деятельности материалов о лукояновских корнях патриарха Кирилла, работе учащихся в творческих объединениях, клубах «Молодая семья», «Ритм», «Юный техник», в  театре мод «Виктория», в творческом объединении «Журналист».

 О своей активной жизненной позиции познакомила ученица 4 «Б» класса Лукояновской школы №1 Ксения Калёнкова. Спорт и танцы, музыка в школе искусств  и вокал в студии «Росинка», бассейн и лыжи. А  учеба на «отлично». Ксюша, кажется, участвует везде. Ох, и шустрая девчонка! О роли библиотеки в воспитании сообщила Оксана Сергеевна Маркелова, заведующая центральной детской библиотекой.

Кроме чтения 40 тысячи книг и 20 наименований периодики, там масса самых разнообразных дел и мероприятий. Работают и 24 библиотеки – филиалы, обслуживают всех в районе: семь тысяч читателей!  Как сказал Иоанн Златоуст, «Всё второстепенно в сравнении с заботой о детях».

А президент США Рузвельт написал: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит, вырастить угрозу для общества».

Двенадцать докладчиков уложились в три с половиной часа непрерывной работы. Информации педагоги получили очень много.  В начале и конце конференции песнями и танцами радовали дети из Лукояновской воскресной школы и школы №1. В конце было самое приятное: награждение.

Каждый докладчик получил сертификат участника, лучшие учителя — Благодарственные письма. Не забыли и детей. Победителей различных конкурсов наградили почетными дипломами и памятными призами. Подарки были и от Лукояновского благочиния.

Александр КРЫЛОВ.

Фото автора.

Рубрика: НОВОСТИ БЛАГОЧИНИЯ
Понравилось? Тогда поделитесь с друзьями!

Добавить комментарий

Отправить

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой:

© 2014-2017 Copyright ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ ЛУКОЯНОВСКОГО БЛАГОЧИНИЯ
ЛЫСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru