Школа трезвения

Нижегородская областная организация «Трезвение» при поддержке Лукояновского благочиния открывает на базе городского храма Покрова Пресвятой Богородицы курсы избавления от вредных привычек.
В истории нашей страны имеется богатый позитивный опыт утверждения трезвости и трезвенного просвещения в масштабах всего государства. Главной движущей силой этого процесса была Русская православная церковь. В царской России действовало более 3 000 обществ трезвости при приходах. Они вели обширную религиозно-просветительскую работу.

В наше время идет процесс возрождения этих православных традиций. При приходах появляются общества и школы трезвости, возобновляется антиалкогольная деятельность: проводятся циклы бесед, круглые столы, конференции. На них приглашаются все, кто хочет избавиться от химической зависимости: алкогольной, табачной, наркотической. А также родственники тех, кто страдает вредными привычками.

В Лукоянове занятия школы «Трезвение» проводит Сергей Рыжкин, сам прошедший ее одиннадцать лет назад, а ответственный от благочиния — иерей Илия Мусин.
— Химическая зависимость — прогрессирующее хроническое заболевание, характеризующееся труднопреодолимым желанием употреблять химические вещества. Развивается она у всех по-разному, это зависит от многих факторов, — говорит С. Рыжкин. — Школа «Трезвение» основывается на учении протоиерея Игоря Бачинина, кандидата педагогических наук, который возглавляет одноименное общество в Екатеринбурге.

Сергей утверждает, что полностью избавиться от зависимости невозможно. Даже если в течение многих лет вы не употребляете никаких веществ, болезнь не исчезает, а ждет своего часа. В определенный момент она способна вновь заявить о себе, достаточно малейшего послабления. Выход есть — болезнь можно остановить, главное — работать над собой и не терять веру.

Школа абсолютно не похожа на общество анонимных алкоголиков. Здесь не надо никому рассказывать о себе. Занятия длятся две недели, после чего специалисты оказывают избавившемуся от зависимости поддержку. У тех, кто ведет лекции, за плечами собственный печальный опыт химической зависимости, от которой они смогли излечиться.

В отдельную лекцию вынесены беседы с родственниками страждущих. Эти люди искренне переживают за судьбу и состояние близкого человека, но очень часто, не зная сути проблемы, они сами являются провокационным средством, когда не могут найти общего языка, не могут договориться по той или иной жизненной ситуации. И человек пьющий, не видя понимания, просто хлопает дверью. Думает, что у него осталась единственная дорога — пойти и напиться, как говорится, «залить печаль», которая возникла в его душе.

Родственники являются как раз союзниками школы, ведь несмотря на те испытания, которые выпали в их жизни, они не опустили руки и продолжают борьбу с пороком близкого человека. Увы, их усердие бывает направлено не в то русло. Вместо того, чтобы бороться со страстью, от которой страдает человек, они начинают бороться с самим человеком, и от этого усугубляют положение дел: больной впадает в уныние, не находит никакой поддержки со стороны родных, а те наоборот думают, что их усилия не получают никакого отклика.

Когда человек в состоянии алкогольного опьянения, ему невозможно что-либо объяснить, потому что его сознание лишено возможности адекватно воспринимать окружающую действительность. И в этой ситуации не нужно напрягать взаимоотношения. Вот когда будет трезвым, тогда с ним можно и разговаривать.

В школе «Трезвение» проходят лекции, беседы, а также люди, которые решили покончить с зависимостью, обязательно ведут дневники. Но далеко не каждый может открыть душу даже перед самим собой. Для чего же это нужно?
— Дневники ведутся с той целью, чтобы человек изложил на бумаге свою внутреннюю жизнь и мог увидеть ее, отследить какую-то динамику, изменение отношения к тому же алкоголю. Это важно и полезно для самого человека, даже можно сказать, что это способ самоконтроля, — объясняет Сергей Рыжкин.

Первое занятие школы «Трезвение» прошло 20 января в цокольном этаже городского храма Покрова Пресвятой Богородицы..
Фото диакона Василия Чиркова

Текст Ларисы Стешиной