ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ 22-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодняшнее евангельское повествование – о гадаринском бесноватом. Сюжет всем известен. Ужасные муки терпел этот несчастный: жил в гробах, не одевался в одежду, бился день и ночь о камни. Для того, чтобы он не навредил себе, его связывали цепями, но одержимый разрывал их, был гоним бесом в пустыню.

И вот, когда Господь наш Иисус Христос с учениками вышли на берег «страны Гадаринской», что находится напротив Галилеи, бесноватый подошёл к ним и, упав на колени перед Спасителем, вскричал: «Что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? Умоляю Тебя, не мучь меня» (Лк. 8:28). Следует обратить внимание на то, что человек подошёл и упал на колени, т.е. он сам хотел исцелиться, он понимал, что с ним происходит. На вопрос Господа: «Как твоё имя?» последовал ответ: «Легион», “потому что много бесов вошло в него” (Лк. 8:30). Затем нечистые духи просили Христа не посылать их в бездну, но чтобы позволил им войти в свиное стадо…

Казалось бы, причём тут бедные свинюшки? Но если вспомнить иудейский закон, всё становится понятно. Свинья, по нему, считалась (и сейчас считается) нечистым животным, и употреблять свинину в пищу было запрещено иудеям. А выращивали они эту скотину для торговли с язычниками, у которых не было подобного запрета. Таким образом, своим решением Господь показывает нам, что невозможно построить дело на недобром основании, а жители гадаринской страны проявляли лукавство в своей деятельности. Кроме того, когда они прибежали и увидели своего соотечественника, о котором ни не могли не знать, ведь бес «от мног лет восхищаше его» (Лк. 8:29), им даже не пришла в голову мысль порадоваться за него! Он столько лет страдал и тут исцелился! Но нет, они со страхом просят Спасителя удалиться из их страны…

В Евангелии приведён пример крайней степени одержимости человека бесом, вплоть до потери инстинкта самосохранения. Он уже почти не принадлежал себе. Такое проявление беснования встречается довольно редко, однако его можно наблюдать, например, при открытии мощей святых угодников.

Был случай, когда прославили преподобного Серафима Саровского, из Сибири к мощам его везли мужчину, одержимого нечистой силой. Везли его закованным в толстые цепи. Когда стали подъезжать к лесу, что близ обители, бесноватый пришёл в беспокойство. По мере приближения к монастырю, припадок усиливался. В конце концов, человек разорвал цепи, подобного гадаринскому бесноватому, и убежал в лес.

Другой случай был записан свт. Василием, епископом Киешемским, со слов одного ссыльного епископа в Зырянской земле. Зиму 1924 г. владыка Василий проводил у зырян и вот о чём ему рассказали. Жила там семья из 4 человек. Отца Звали Василием Тимофеевичем, на зырянский манер Тимовась, а дочку его Лизой. Как выяснилось, одержимы были все члены семьи, в большей или меньшей степени. Но с Лизой произошёл действительно страшный случай. Однажды у неё случился припадок, начались судороги, конвульсии. Девочка лежала на полатях, и чтобы она не расшибла себе голову от падения, её положили на пол. Тут она замерла и на чистом русском языке (дети в той семье его не знали вообще и говорили только на зырянском) заговорила с отцом, называя его по имени-отчеству. Речь шла про сельский быт, коров, лошадей. При этом губы Лизы были неподвижны (!), голос исходил откуда-то изнутри. Он даже было стал угрожать «нажать на сердце» дочери Василия и умертвить её. Затем послышались новые голоса, как будто несколько человек разом говорило. Но вскоре приступ стал утихать, и Лиза начала приходить в себя. На удивление окружающих, она ничего не помнила, кроме того, ка́к начинался припадок: в избу вошёл кто-то в чёрном, сел ей на грудь и сжал. После этого – ничего…

Бывало, что людей начинало трясти во время определённых моментов богослужения – Евангелия, Херувимской песни, евхаристического канона и пр. И ещё был случай из жизни того же святителя Василия, когда он пришёл причащать умирающую девочку 12-13 лет. Она была уже на пороге смерти, глотать не могла, поэтому причастить не получилось. Но из еле-еле шевелившихся уст вылетала такая отборная брань, которую можно было встретить разве что в кабаках либо подворотнях.

А убийцы, особенно те, кто совершил грех в состоянии аффекта, часто говорят, что в момент совершения поступка будто бы «кто-то схватывает за сердце». Человек словно не владеет собой.

А как же гнев, ярость? Мы ведь подчас сами себе противны, когда продолжаем ссору, когда хотим как можно больнее уколоть того, с кем ругаемся! И сами себе говорим: «Да что ж я такое говорю?!», но никак не можем остановиться.

Психологи всегда советуют: выговорись, выругайся, дай волю эмоциям, мол, полегчает. Не полегчает. Человек православный тут же пожалеет, что не удержался, пойдёт прощения просить. И потом, в процессе такого «выговаривания» человек ведь не только не успокаивается, он лишь больше распаляется.

В повседневной жизни нас тоже постоянно одолевают демоны. Самое незаметное и, на первый взгляд, безобидное оружие его против нас – это мысли. Особенно, на молитве. Сколько важных дел мы вспоминаем, стоя на утреннем или вечернем правиле! Готовы уже сорваться и бежать скорее всё делать, такими срочными они нам представляются! Но стоит только закрыть молитвослов, и вся их «важность» обнаруживается: мы и вспомнить потом не можем, куда нам так срочно нужно было бежать…

Ещё важный момент. По словам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, бес стучит в нас «сердечной вялостью, расслаблением, леностью ко всякому доброму и полезному делу».

Раздражительность – тоже бесовское наваждение. Подчас и сло́ва нам не скажи в укор, пусть даже справедливый.

А ведь деятельность злых сил постоянна и неутомима. Такой же должна быть и наша с ними борьба. Как же с ними бороться?

Опора борьбы – в Спасителе нашем, Иисусе Христе. Одно лишь призывание Его Святого имени творит чудеса: «Именем Моим будут изгонять бесов» (Мк. 16:17), говорит Господь.

Второе средство – это крестное знамение, наносимое с верой. Лучше один раз перекреститься с благоговением и верой, чем попытаться нанеси на себя в спешке 3, 12, 40 крестов, часто перевёрнутой, непонятной формы. В житии прп. Симеона Столпника описывается такой случай. Святого бес решил искусить соблазном. Лукавый явился преподобному в образе ангела, сказал, что тот достиг духовного совершенства и теперь, подобно Илии пророку, должен вознестись на небо. Да и колесница уже была готова у келии. Симеон, обрадовавшись, охотно последовал за «ангелом» в колесницу, но как только он занёс на неё ногу, по привычке, перекрестился.В одно мгновение всё видение исчезло. Такова сила крестного знамени.

И третье средство борьбы с диаволом – постоянное бодрствование духа. Многие люди, особенно, духовно не грамотные, мысли в своей голове принимают за свои. И те образы, которые были навеяны нечистым, они прокручивают в мозгу несколько раз, услаждаясь соблазнительными картинками. В этом одна из значимых побед падших ангелов над человеком.

Как различить благое от бесовского? Качественным анализом ценности мысли. Кто-то из святых, например, прп. Силуан Афонский, говорил так: если перед началом какого-либо дела молитва не идёт, то дело это начинать не стоит. Пусть кто-нибудь из курящих попробует перед сигаретой помолиться. Вот такое будет ощущение.

«Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение» (Мф. 26:41). Так завещал Господь.