ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ 24-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

С Праздником, дорогие отцы, братия и сестры!

Сегодняшнее евангельское чтение нам говорит о молодом человеке, который подошёл ко Господу нашему Иисусу Христу и спрашивал, как ему спастись и что сделать для этого. Господь в ответ задаёт вопрос ему о том, что он сам знает: «В Законе что писано?» Тот отвечает, что в законе сказано чтить Бога и любить ближнего. То есть Христос, отвечая на вопрос «Что делать?», как бы говорит: «Читать Писание». Это как раз декалог, десять заповедей. Они делятся на отношения человека с Богом и на отношения человека с человеком.

В прошлый раз нам владыка (епископ Силуан) на проповеди говорил нам о них и наказал всем их выучить. Вспомним же их:

Я Господь Бог твой, да не будет тебе других богов, кроме Меня.
Не сотвори себе кумира.
Не поминай имени Бога твоего напрасно.
Шесть дней работай, а седьмой день посвящай Господу Богу твоему.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы благо тебе было и долголетен был ты на земле.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не лжесвидетельствуй.
Не завидуй.

Вот эти заповеди. Но ведь подошедший к Спасителю законник не родился знающим эти заповеди. Значит, его кто-то учил им.

Это для нас с вами тоже урок о том, что мы своих детей тоже должны учить. Не перекладывать на кого-то. Не кто-то это должен делать, а мы сами должны учить. И кроме учёбы, мы своей жизнью должны это подтверждать. Иначе будет результат таков, что дети у нас вырастают и в храм Божий не ходят. Почему? Потому что важности они для себя не усвоили, может быть, наш пример был плохим, может, учили плохо. Но результат таков, что человек начинает творить себе кумира – вместо истинного Бога ставит других богов, имеет другие цели.

Иногда мы сами с вами, родители, ставим неправильные цели перед своими детьми. Или своими желаниями неправильно управляем. Например, говорим: «Главное для тебя – образование». Да, оно главное. Но не на столько, чтобы оно было главнее Бога. «Главное тебе – хорошую работу найти», «Главное тебе – жениться». А о самом главном мы забываем – о Боге. И если мы самое главное забываем, то вся конструкция разрушается.

Потому что если мы дали человеку квартиру, купили ему машину, если мы его удачно женили, то это не означает, что он стал счастливым человеком, что он не разведётся, не прокутит эту машину, квартиру. Где его ориентиры? Это может произойти потому, что мы даём неправильные ориентиры своим детям. А потому главным для наших детей, да и для нас с вами, должен быть Бог. В первую очередь. «Всё остальное, – говорит Господь, – приложится вам» (Мф. 6:33).

А мы функцию Бога начинаем примерять на себя, становимся сами богами и решаем всё за Бога. А потом под тяжестью жизненных трудностей мы не справляемся, и жизнь наша даёт трещины. Это сплошь и рядом.

Вот, сегодня у нас День матери. Быть матерью во все времена было большим подвигом. Быть матерью – это значит любить, несмотря ни на что. И часто матери плачут о том, что дети выросли и уклоняются от истинного Бога или не знают о Нём, скорбят и пытаются вымолить их для того, чтобы они тоже нашли Бога. Но сегодняшние родители могут избежать того стояния, в которое впали другие родители, плачущие и скорбящие. Ведь в наши дни можно научить своих детей Божиим истинам.

Но чтобы научить, надо себя заставлять. Надо себя принуждать. Мы тоже эгоистичны, нас тоже борят грехи, нам тоже хочется уделить себе время. И кажется, что на себя любимых у нас времени не хватает. Кажется, что ты всем всё уделяешь, а тебя не ценят, не любят, поэтому «дайте мне посидеть в Интернете часок, дайте мне спокойствия. Но это обманчиво, потому что это время можно потратить на то, чтобы и самому научиться, и других научить. Можно совместно читать и Священное Писание дома. Кто если может читать из детей – пусть читает, а все остальные – слушают. Могут читать жития святых, в этот день прославляемых. Можно включить мультик православный, нравственную передачу, чтобы потом можно было обсудить. Словом, надо что-то делать.

Не надо думать, что за нас кто-то сделает, что воскресная школа должна решить все проблемы. Она не решает все проблемы, она лишь даёт вектор направления, по которому должен идти человек, если он того хочет. А всю неделю они с родителями, поэтому родители должны чутко смотреть за этим процессом. Поэтому даже задание выучить заповеди – это тоже необходимость.

Потому что мы в школе почему-то учим стихотворение – там можно детей принуждать. А когда мы хотим принудить к чему-то в отношении веры, мы говорим: «Ой, здесь как-то нужно быть осторожным». Подождите, значит, там можно, а тут нельзя? Почему не можем заставлять выучить это? Рассказать молитву наизусть? Стать рядом с родителем помолиться какое-то короткое время?

Почему нельзя принудить своих детей? В чём же здесь грех состоит? Чего мы боимся? А вот и результат. Давайте оживём до 18 лет, а там будет результат. Ты скажешь Богу: «Господи, я всё сделала, все усилия применила, а там уже дело его, выбор за ним». А у нас так получается: ничему не учим, а потом говорим: «Выбирайте». Между большим злом и малым. Вот как выходит. Если мы ничему не научили, то между чем и чем будет выбирать ребёнок? Если он о Боге не знает. А вот о мире он знает, каков он. А про духовный мир ему не рассказали, не научили.
Итак, во-первых, мы недолжны бояться, это наша обязанность. Учить наших детей. их же никто не заставляет бить и наказывать. А принуждать-то? Бывает такое, что, например, принуждали мыть посуду, а он теперь женился и ненавидит это дело. Но это уже дело взрослого человека – бороться со своими страстями. Его подвиг преодолевать это. А нам кажется, знаете, что всё должно быть с удовольствием. Чтобы вера была только одно удовольствие. Получается, знаете, вот как:
— Ты хочешь в храм идти?
— Хочу.
— Пошли.
— Не хочу.
— Ну, тогда не пойдём.

А так же ли мы спрашиваем про школу? Почему же в школу-то мы заставляем ходить? И не боимся, что они школу будут ненавидеть. Мы говорим: потерпи, придёт время, ты осознаешь и скажешь: правильно вы меня заставляли. Или в музыкальную школу ходил, не нравилось, а по прошествии времени глядишь, эти знания пригодились мне все. А вы своих родителей не помните, когда они вас за что-то наказывали, заставляли делать? А потом вы с благодарностью вспоминаете эти моменты, да ещё и сожалеете: что-то маловато было, было бы побольше – вообще бы идеальным человеком был.

А с другой стороны, когда во время визита Святейшего патриарха приезжали работники красить храм. Так вот один из них с благодарностью вспоминал отца вот в каком моменте. Когда все дети гуляли, меня заставляли воду носить, дома помогать, я рыдал и плакал. А сейчас отцу благодарен: меня научил работать. Теперь этот человек работает и зарабатывает. И с благодарностью вспоминает то время,когда, когда он плакал, ненавидел, может быть, обижался, когда другие гуляли, а сейчас он вырос и стал человеком. Но, по крайней мере, в этой работе, он не пьёт и не курит. Он постоянно чем-то занят. Я не говорю, что он верующий человек, но он около этого.

Если мы будем прививать навык трудиться и понуждать их, то они вырастут и потом с благодарностью будут вспоминать эти понуждения, ведь у них будут определённые знания, которыми они могут воспользоваться. А когда нет этих знаний, они пойдут к бабкам, пойдут к каким-нибудь шарлатанам. Пойдут туда, где их обманут и предложат путь не спасения, а погибели.

Поэтому, как святые говорят, пока дети маленькие, надо с ними разговаривать. А когда вырастают – только с Богом, понимаете? Ведь у них потом будет своя воля, своё видение, своё право, своя жизнь, которой они будут распоряжаться. В этом случае мы уже будем бессильны. А пока есть власть, от Бога данная нам как родителям, это ведь власть, надо ею пользоваться и научать детей заповедям. «Почитай отца и мать», почитай. Это значит не только слушаться их и уважать, но и до старости ухаживать за ними, и по смерти за них молиться.

Как наш Святейший патриарх почитает отца и матерь, и всех своих сродников, увековечивает их память! Ведь не оттого он это делает, что просто хочется ему почёта какого-то, а потому, что они были достойны увековечения. Они научили потомков своей верой, своей жизнью. Поэтому есть плод. Добрый плод. Путём подвигов и научений. У них в доме, где сейчас музей, была воскресная школа, детей там учили и своих, и чужих. Учили и научали.

Так что нечего бояться тут. Что мы за своих детей так боимся? Что мы их раздражим этим, что ли? Ну, и что, что в телефон лишний раз не поиграет, телевизор не посмотрит? Что тут такого, если он посидит и вызубрит?

Евангельский пример законника вновь напоминает нам о том, что имеющееся у него знание закона есть плод кропотливого труда родительского, усилий и научений.

А как же наш пример? Если ты утром и вечером молишься, перед едой и после еды, разве нельзя своим детям сказать: давай помолимся перед едой? Или поблагодарим Бога после еды? Ничего же нет такого плохого! А когда благословляем в школу? Перед уроками молимся? Ведь так человек живёт с Богом. Пространство мира отвоёвываем, чтобы Бога присутствовал в нас и в наших детях. Поэтому бояться не надо.

В передаче «Церковь и мир» выступал священник Александр Волков. Он сказал такую интересную вещь: «Почему мы говорим, что юг России исламский, а центр её – православный. Почему мусульмане не боятся, а мы боимся, как будто кому-то доставить неудобство?» Почему мы боимся быть православными? Почему боимся сделать что-то не так в чьих-то глазах? Не надо нам этого бояться.

С нас спросится за наших детей в первую очередь. Не спросят за кого-то, а за детей спросит Бог, Который их нам доверил. Ведь для чего нам Бог дал детей? Для того, чтобы они потом умерли просто так в старости? Или для того, чтобы те стали наследниками Царствия Небесного? Если мы их воспитываем как будущих наследников Царства, то мы их любим. В противном случае выходит, что мы их не любим. Почему? Потому что после жизни земной они попадут в ад. Этого мы желаем своим детям? Да разве же это любовь?! Но подспудно получается, что мы так делаем. Можно понять тех родителей, которые росли в безбожное время, у которых не было возможности научить. Но сегодня другое время, время возможностей, которые мы должны использовать по максимуму.

А нам жалко: в школе всю неделю, не поспит в воскресенье и т.п. Есть поздняя служба, как выход. Жалость до хорошего не доводила. Никогда. Время, не потраченное на молитву, потрачено на грех. Так и получается. Не пошёл в храм – закружило-завертело, толку всё равно нет. Не помолился – полдня не понимаешь, что делаешь, нет результата.

Поэтому нужно применять нам усилие. В первую очередь над самими собой, самих себя принуждать к этому деланию. Поту что иначе они ничего не знают. Даже Заповеди. Не знают, что есть грех, а что нет.

Вот пример. Пришёл молодой человек. Спрашиваю: «С девушками встречаешься?», тот в ответ: «А разве это грех?». Потому что современное веяние размывает понятия напрочь, когда грех начинается оправдываться. А вот знание как раз об этом, что это грех, позволяет человеку осознавать своё несовершенство и что-то делать с этим – либо смиряться с грехом, либо с ним бороться. Но при этом жить с ним и знать, что это такое.

А как же заповедь о посвящении седьмого дня Господу? Сколько у нас народу в храме на численность населения нашего города? Заповедь никто не отменял. Но каждый думает, что он любит Бога. Ему кажется, что любит Творца. Но какой индикатор даёт сам Господь? «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14:15). Если одну заповедь нарушишь, то виноват во всех. «Если я всё соблюдаю, а по воскресеньям в храм не хожу, то у меня всё нормально». Увы, уже не нормально.

Вслед за этим потянутся новые нарушения. Человек ослабевает духом, и всё остальное пошло насмарку. И жизнь начинает меняться в другую сторону, в плохую. Как в правилах дорожного движения. Тут обогнал через сплошную – пронесло, там превысил скорость – ничего, но в какой-то момент происходит необратимое.

Да, есть занятость, есть болезни и другие уважительные причины, но было такое время, когда христиане тоже не считали нужным ходить в храм Божий и было запустение. Собирался собор, который постановил, что кто на третье воскресенье не пришёл в храм (говорилось о том, что пришёл причащаться), тот себя от Церкви отлучил. Не его отлучили, а сам он отказался от Божьего покрова. Никто не выгонял, ты сам сказал, что Бог тебе не нужен. У меня есть другие проблемы, другой бог – это я. Я себя люблю больше, чем Бога. А мы хотим, чтобы нас дети слушали. Как они будут нас слушать, если мы сами непослушные? Нам Бог говорит делать то, делать это, а мы Его не слушаем. А потом удивляемся непослушности детей. Мы себя каждый раз оправдываем, хотя детей ругаем за это.

Я не хочу, чтобы вы отчаялись и впали в уныние. Давайте сделаем выводы и выявим свои ошибки, над чем нам работать, как измениться, изменить ситуацию, в которой живём? Без нашего собственного изменения ничего вокруг не поменяется. Потому мы и переживаем то, что переживаем. Военные действия, в частности. Ведь не за добро наше нам Бог это послал. Но мы можем каждый внести свою лепту: воспитать своих детей. Потому что никто этого за нас не сделает. Потому что они никому не нужны, кроме нас с вами. У школы свои задачи, у государства – свои, у военных – тоже.

Почему, чтобы что-то поменялось, должно произойти что-то страшное? Почему акцент на нравственность стали делать только после того, как увидели страшные плоды бескультурья и разнузданности? А раньше, когда мы, Церковь, приходили в школы, колледжи и техникумы, нам напоминали про закон о светскости нашей России, намекая, мол, не нужна нам ваша нравственность. Сегодня же увидели, как развращаются молодые сердца через гаджеты, Интернет и всё подобное.

И всё же не будем забывать, что наши дети – это НАШИ дети. Не стоит думать, что их научат нравственности в учебных заведениях.

Поздравляем матерей с Днём Матери, они беспокоятся за своих детей. Всем мамам желаем здоровья, ведь быть мамой, как я уже сказал вначале, настоящий подвиг, но это и награда. Женщина чувствует себя реализованной в материнстве. У неё есть такой инстинкт, с которым ничего не поделаешь. Она даёт ребёнку свою плоть, влагает душу, тратит нервы, здоровье, терпение, одним словом, жертвуют. Скорбят и переживают. Поэтому дай, Боже, всем матерям здоровья, терпения, мудрости, любви, верности, поддержки мужей, чтобы дети отвечали послушанием, чтобы мы видели в них и свои ошибки, и свои успехи, каковы у каждого есть.

Многая и благая лета! Помогай всем Господь!

Иерей Борис Семенчев