ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ О СЛЕПОРОЖДЕННОМ

Христос воскресе!
Дорогие братья и сестры! Сегодня Православная Церковь вспоминает событие исцеления слепорожденного, человека, который получил исцеление через брение из плюновения Господом землю, которой Он помазал глаза этому человеку. Далее Он говорит ему иди умыться в купели Силоамской. Этот Силоамский источник, который называется «посланный», есть прообраз и пророчество о Спасителе, как слепорожденный был послан, так и Господь Иисус Христос был послан Богом Отцом для спасения человеков, чтобы сделать всех нас с вами зрячими.
Мы видим вокруг себя людей, которые не приняли крещение, или даже крещенные, остаются слепыми людьми, которые не идут и не дошли до того Самого Источника и не получили прозрение. Конечно, мы таких людей зовем в Церковь и молимся за них, чтобы Господь им тоже даровал это духовное прозрение.
Так же мы должны обратить свое внимание на самих себя, не слепы ли мы, зрячие ли мы сами. Придя ко Христу и получив прозрение можно вновь ослепнуть, потерять зрение. Почему? Потому что, если наша жизнь будет не такой, к какой призывает нас Христос, значит мы тоже слепы, а лишенный зрения ходит во тьме.
Из Евангелия мы видим, для того чтобы прозреть, нужно совершить определенные действия. Мы видим, что Господь посылает слепого: «иди». Что означают Его слова? Они означают, что мы должны быть послушными воле Божией. Сказал Господь «иди», значит иди. В этом тоже для нас пример, если Господь повелел нам идти по тому пути, которым Он Сам шел, значит мы должны идти, для того, чтобы оставаться зрячими, идти за Светом, чтобы тьма не объяла нас. А для этого нам тоже надо потрудиться, о чем и говорит Господь.
Чем примечательно это евангельское событие? Вообще, для меня это одно из любимых мест в Евангелии. Почему? Потому что мы видим, как этот молодой человек, который никогда ничего не видел с самого рождения, по мере того, как начинает прозревать, удивительно, какое дерзновение у него появляется.
Сначала он говорит, что человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал меня и прозрел; потом перед фарисеями начинает отстаивать свою позицию «грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу»; далее он переходит даже в нападение на них, говоря: «или вы хотите сделаться Его учениками»? Они же, не добившись своего, в ярости изгоняют его. Позже, узнав об этом, его встречает Христос и ненавязчиво говорит ему о Себе. Что мы слышим? Господь не говорит ему повелевая или навязывая ему со словами: «Я – Христос!», «Я – Бог!» или «Я Тот, который тебя исцелил», но видим, как говорит с ним кротко, и исцеленный с радостью принимает Господа.
Пример Христа для нас очень важен, чтобы и мы были такими, как Наш Учитель, были похожими на Него, а это без помощи Божией невозможно. Только послушание Богу и Его заповедям и приводят человека к такому особому дерзновению, в нашей верности Ему, в том, что мы правы; не в горделивой верности, а в том, что путь, который мы избрали – это наш путь, и мы готовы за него постоять. Как этот человек, он отстаивал тот Божий дар, который он получил. Отстаивая, он не отказался от Своего Спасителя, не испугался исповедовать Христа как пророка. И этот пример для нас очень важен, чтобы мы ничего страшились в этой жизни, если идем с Господом; когда Он с нами, тогда и мы можем быть бесстрашными, дерзновенными. Не дерзкими, а именно дерзновенными. Это дерзновение мы видим в словах слепорожденного, в том, как он выражает свою благодарность Богу, сохраняя Ему верность, несмотря на страх отлучения от синагоги, ведь тогда уже всех вокруг запугали, если кто признает Его за Христа, тот будет отлучен от общения в молитвах, а это приводило людей в ужас. И даже родители, испугавшись, говорят, что он уже взрослый, сам может ответить за себя, боясь вообще что-либо говорить о Христе, дабы не быть отлученными.
Исцеленный показывает, как надо и нам с вами поступать в этой жизни. Увидев Христа, Его помощь, Промысл Божий, заботу о нас, мы должны оставаться верными Ему до конца. Не тогда только, когда нам это удобно, а всегда, в любых обстоятельствах. Да, бывает, когда нам здесь удобно идти за Христом, а бывает и не удобно, когда, например, материально не выгодно: «тут я, наверное, на время, Господи, а потом я приду, покаюсь. Ну что делать? Ну вот, вынужден грешить». Себя мы всегда можем оправдать.
И вот даже в тех обстоятельствах, когда он мог быть отлучен от молитвенного общения, он не испугался, и оставшись до конца со Христом, он стал еще и духовно зрячим.
Чтобы наше с вами духовное зрение не пропадало, мы должны идти против греха, потому что грех тоже ослепляет человека. Упорство в грехе ведет к духовной слепоте, к лишению разума, когда человек начинает безумствовать, начинает действовать по своим страстям и похотям, начинает «ходить в похотях сердца своего» (Сир.5:2), когда он уже с удовольствием несется в «пропасть», «в бездну», но не видит этого, при этом получает от этого удовлетворение. Будем же молиться о том, чтобы Бог даровал нам духовное зрение, помог нам видеть путь, по которому мы идем и видеть Его впереди себя, чтобы Он стал ориентиром в нашей жизни.
Примечательно еще и то, что Иисус Христос своими действиями подтверждает слова о том, что «создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт.2:7). Когда Он делает слепому новые глаза из земли, показывает, как был Богом создан человек, «земля еси, и в землю отыдеши».
Нигде о чуде исцеления так много среди народа не говорили, как здесь, и объясняется это скорее тем, что у слепорожденного глаз не было с рождения; не просто веки со зрачками закрыты были, но вместо глаз были углубления, затянутые кожей. Поэтому здесь великое чудо в том, что Он не просто исцелил слепорожденного, не имеющего зрение, а создал новые глаза. Господь берет землю и плюновением дает ей Свою часть, показывая этим, что Он участник этого процесса, как и дыханием дал жизнь человеку. Через это брение и Свои действия Господь подтверждает, что Он истинный Бог.
И в этом завистливые фарисеи усомнились. Интересно, что на то или иное обстоятельство жизни каждый человек может посмотреть по-разному. Есть хорошая притча. В некоем монастыре видел монах, как в вечерней темноте через забор один из братьев перелез и к селу направился. «Это блудник пошел в мир блуд творить», — подумал он. Ту же картину другой увидал. «Это вор из братьев пошел в село украсть что-нибудь», — подумал этот. Третий подумал: «Это кто-то из рабов Божьих пошел тайком милостыню раздавать». Мы видим, что обстоятельство одно, а реакция, видение этого обстоятельства совсем разные. Потому что всяк по себе судил. Это зависит от того состояния, в котором находится сам человек, когда он начинает судить о том тем, чем он сам заражен.
Фарисеи были заражены этой горделивостью, своей правотой, были преисполнены зависти, поэтому искали в исцелении слепого не чуда, не Бога видели, а совсем противоположное, поэтому они и ищут повод к осуждению, чтобы показать, что они умнее Христа, что их авторитет выше. Они думают, что они правы, ведь то, что делает Господь, противоречит закону Божию, потому что сделал это в субботу. А на самом деле наоборот, они сами оказались противниками Божественного Промысла, хотя и стали его участниками.
Помогай всем нам Господь и Матерь Божия. Пусть те, за кого мы переживаем, те, кого мы любим, которые еще не пришли в Церковь, блуждают в «темноте», обрели духовное зрение, увидели с своей жизни Христа и через Него увидели куда можно и нужно идти.
Аминь.

Иерей Борис Семенчев