Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братья и сестры! Сегодня у нас праздник день Благовещения Пресвятой Богородицы и сегодняшний тропарь, а тропарь — это сжатое содержание смысла самого праздника, звучит так: «сегодня главный день нашего спасения, сегодня открытие вечной тайны: Сын Божий стал Сыном Девы Марии, и об этой радости говорит Гавриил. И мы с ним Богородице будем петь; радуйся, милостивая, Господь с Тобою».
На самом деле сегодня у нас первенствующий праздник – начало спасения человечества, и началом этого спасения явилась Божия Матерь, которая приняла в себя Слово Божие, и как во многих песнопениях говорится о том, что вместила в себя Того, Кого не вмещает небо. В другом песнопении говорится о том, что удивляет нас — как же она питала своей грудью Того, Кто питает всех? Какие красивые слова. В одном из акафистов говорится: «радуйся Ручко Позлащенная». Почему именно «Ручко»? Чтобы открыть дверь нужна ручка, золотая Ручка, благодаря этой Ручке и открылась дверь нашего спасения, Господь вошел в мир.
Мы видим, как святые прославляли, и как Бог прославил Божию Матерь, что Она стала выше бесплотных Сил, которые были созданы прежде человека. На самом деле очень трудно подобрать слова для прославления Божией Матери, слова благодарности за то, что Она сделала для нас с вами.
Какую же мы можем проявить благодарность Божией Матери? Ведь на самом деле хотелось бы сделать что-то приятное. Вот, когда родителям дети часто хотят сделать что-то приятное, они могут нарисовать рисунок, иногда заварят чай, могут полы помыть, хотят хорошую оценку принести, могут доброе слово сказать, ну а главное нас, родителей, радует житие наших детей, мы радуемся тому, как они живут. Если они живут благочестиво и совершают добрые поступки, подражают в доброте родителям, святым, то на самом деле родители этому больше радуются, чем каким-либо подарком. Это доставляет огромную, внутреннюю радость родителям, хотя они могут эту радость не проявлять внешне так эмоционально, но внутри себя радоваться о том, что дети на прямом пути.
И вот лучшая благодарность от нас, это конечно, следовать слову Сына Божия. Вот представьте себе, как Матерь Божия, когда услышала это приветствие, была с одной стороны удивлена и говорила, как же это произойдет? Она не усомнилась, что это произойдет, но не понимала, как это будет. И вот она доверилась Богу.
Мы видим, чтобы вера ее далее укрепилась, Архангел посылает ее к Елизавете, чтобы показать то чудо, которое произошло на неплодной Елизавете. Она же увидев Ее при встрече, возрадовалась, и взыгрался младенец во чреве Елизаветы, и исполняется пророчество. Мы видим как то слово, которое было от Бога через Архангела, Она приняла.
Вот и нам надо научиться слово Божие принимать от Бога. Ведь нам сейчас сегодня говорит не Ангел и не Архангел, но Сам Бог через Евангелие. Подражая Пресвятой Богородице, мы тоже не должны сомневаться в словах Господа и в Евангелии, поступить мне так, или не поступить, принять мне слово Божие или не принять. Почему? Потому что ум часто противляется слову Божию, потому что он испорчен, подвернут искажению, и поэтому у нас всё в Церкви на вере, на доверии Богу. И когда мы доверяем слову Божию, то и Бог с нами, а когда не доверяем Ему, то мы видим, что может произойти с нами, как произошло с пророком Захарией. Ведь ему тоже явился Архангел. Когда он кадил у жертвенника он же усомнился в том, что будет у него ребенок, и за то, что он усомнился, он онемел, можно сказать был наказан, почему? Потому что не принял слова, которое Бог через Архангела ему послал.
Вот точно так же мы с вами, когда мы не принимаем слово Божие, бываем наказаны каким-то онемением, можно сказать, даже и нечувствием, нечувствием к слову Божию, это тоже наказание. Как говорит пророк Давид: «Рече безумен в сердце своем: несть Бог,» он уже наказан безумием, и мы, когда начинаем отказываться от восприятия слова Божия и применения его в жизни, тоже начинаем страдать безумием. Почему? Потому что мы не можем просчитать все шаги в жизни, мы думаем, вот я поступлю так, а
потом смотришь, что должно быть по-другому, и если я сделаю так, то все равно может быть не так, как надо.
А когда мы поступаем по Божьему, то Господь спасает нас от сетей ловчих, потому что враг рода человеческого расставляет сети, чтобы уловить человека. А когда человек поступает по заповедям Божиим, то он избегает все тех сетей невидимых, которых он не может даже и предвидеть, потому что много такого бывает у нас в жизни, что потом думаешь, надо же, а если бы я поступил по-другому, неизвестно, что было бы со мной, а вот поступил по заповеди, Бог меня и сохранил.
Есть такой пример из рассказа святителя Николая Сербского. Когда один из греческих воинов шел на битву, перед сражением он зашел переночевать в харчевню, и вот одна женщина всячески соблазняла его, но он удержался. Ну вот представьте, человек идет на битву, он понимает, что могут убить, и уже все те радости жизни, которые окружали его, он ими уже не воспользуется, то, конечно же, вот это преддверие битвы могло бы его толкнуть на грех, он мог сказать: «ну что же, в последний раз воспользуюсь, может быть завтра я умру и никогда больше так не порадуюсь, ведь не вернусь же я обратно». Но мы видим, как описывает святитель, этот человек в этой заповеди устоял. И снится этому воину сон, как греческое войско билось с болгарским, к концу битвы на поле брани лежат много мертвых и одно единственное место, где есть живой, один живой воин. И он спрашивает во сне: «кто этот воин?» И слышит ответ: «это ты». Так оно и случилось. После этой битвы он один остался живой, и ушел потом монастырь в знак благодарности Богу. Не от того, что отчаялся, но ушел, чтобы посвятить жизнь свою Богу. Мы видим, что человек заповедь Божию сохранил, соблюл себя в чистоте, а Бог единственную его жизнь сохранил, и дал ему еще долго пожить, помнить об этом, и с благодарностью к Богу спасти свою душу.
Вот как важно нам с вами слышать слово Божие и исполнять его. Мы часто слышим в Евангелии, что Матерь Божия слышала слова Божии и хранила, слагая в сердце Своем. (Лк. 2:19) А хранить, это означает не просто его там держать, но в удобном случае это слово вынимать и исполнять. Поэтому лучшая благодарность Божией Матери — это исполнять заветы Ее Сына, не просто похвала, не просто акафист. Конечно, слова благодарности важны, и нам тоже важны слова благодарности, но дела важнее. Если мы соединим и дела, и слова, это будет лучшая благодарность Божией Матери за то, что Она для нас сделала, и по сей день делает. Она не оставляет нас в молитвах, как поем в кондаке «в молитвах неусыпающую Богородицу», Она за нас скорбит и переживает, заступается пред Сыном Божиим, упрашивает Его дать нам возможность покаяться.
Мы видим, что даже когда Русь православная отступила от веры, убила царя, царскую семью, и вышла на иной путь, мы видим, как было явление Державной иконы Божией Матери, Сама Царица стала у руля Земли Русской, вместо всех правителей она стала Путеводительницей нашего народа. Прошло много лет, и Господь принял наше покаяние, принял нас в надежде, что мы более не совершим таких ошибок, которые когда-то совершили наши предки и будем верны Ему до конца, чего вам всем и желаю.
Покрова Божией Матери, Ее молитв. А мы же будем Ее благодарить и словами, и делами, и воздыханиями. Помогай Господь и Матерь Божия. Ангела всем Хранителя! Аминь.
Иерей Борис Семенчев