21 июля 2022 г. митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий посетил город Лукоянов, где завершились работы по созданию дома-музея священника Василия Гундяева, деда Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
Главу Нижегородской митрополии сопровождали епископ Лысковский и Лукояновский Силуан, благочинный Лукояновского округа иерей Борис Семенчев, глава местного самоуправления Лукояновского района Сергей Малышев, настоятель нижегородского Вознесенского Печерского мужского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин), руководитель организационного отдела Нижегородской епархии протоиерей Александр Малафеев, руководитель административного секретариата Нижегородской епархии иерей Александр Тенькаев.
Музей «Подвижник веры Христовой – иерей Василий Гундяев» расположен в доме, где в начале XX века жили железнодорожники. Среди них был дед Святейшего Патриарха Кирилла, работавший тогда механиком-машинистом.
В экспозиции представлена обстановка прошлых лет, в том числе дореволюционная мебель и домашняя утварь, в частности, старинный тульский самовар, подаренный этому музею известным коллекционером.
Первый зал посвящен семье Гундяевых. На стендах — биографии, фоторепродукции документов, свидетельствующих о судьбе членов семьи. Посетители музея смогут ознакомиться с информацией об упоминании фамилии «Гундяев» в документах XVII века, увидеть «Свидетельство машиниста» Василия Гундяева (аналог современного профессионального удостоверения) и его супруги (женам железнодорожников их тоже выдавали), метрики о рождении детей и многое другое.
На одной из стен — картина, запечатлевшая реальный факт из биографии Василия и Михаила Гундяевых. На ней изображена встреча Василия Степановича и его малолетнего сына со святым праведным Иоанном Кронштадтским.
Необычный экспонат — вырезка статьи из газеты «Безбожник» за 1929 год под названием «Дети машиниста Гундяева». Ее автор утверждает, что в школе они ведут себя грубо, кроме того, говорят, что власть скоро переменится, а их отец на собрании родителей утверждал, что Бог есть. После выхода этой публикации последовал арест Василия Степановича.
Также в экспозиции — копии следственных дел будущего иерея Василия, образцы священнических облачений и даже личные вещи Патриарха Кирилла.
В Нижегородском епархиальном ателье специально для музея была пошита форма машиниста начала ХХ века. Для этого в антикварных магазинах была приобретена амуниция – пуговицы, кокарда и прочие знаки отличия форменного костюма железнодорожника конца XIX – начала XX веков.
Второй зал посвящен истории Лукоянова, его храмов и монастырей, гонений на верующих, начавшихся после революции. В частности, оформлены витрины, посвященные истории Свято-Тихоновского Лукояновского женского монастыря и Покровского собора города. Среди экспонатов — антиминс этого красивейшего храма, разрушенного в советскую эпоху.
Также в связи со 100-летием изъятия государством церковных ценностей в этом же зале подготовлена соответствующая экспозиция.
При музее открыта библиотека, где представлены труды Предстоятеля Русской Церкви, духовная литература, книги для детей.
Справка:
В начале XX столетия дед Святейшего Патриарха Кирилла Василий Степанович Гундяев (1878-1969) работал в Лукоянове механиком-машинистом на Московско-Казанской железной дороге. Родился он в селе Оброчное, которое в дореволюционный период входило в состав Лукояновского уезда.
В семье Василия Степановича и Прасковьи Ивановны Гундяевых воспитывалось семеро детей: четыре дочери, два сына и приемная девочка-сирота. В их доме была большая библиотека святоотеческой, богословской, философской и классической литературы. Василий Степанович был человеком глубоко верующим, постоянно жертвовал на храмы и монастыри, в том числе находящиеся на Святой Горе Афон.
Революция 1917 года изменила жизнь семьи. Василий Гундяев всеми силами защищал веру и Церковь. Когда летом 1919 года у лукояновского Свято-Тихоновского монастыря были реквизированы сельскохозяйственные угодья, и обитель осталась без средств к существованию, он выступил на районном собрании железнодорожников с предложением организовать сбор средств в поддержку монастыря; с тем же предложением выступил и на собрании причта монастырского храма, он стал инициатором создания прихода при монастырском храме, чтобы сохранить его от разграбления. В 1920-е годы Василий Степанович был одним из инициаторов создания «Союза приходов Лукояновского уезда» и был членом местного епископского совета.
Василий Степанович Гундяев и его брат Григорий Степанович были активными участниками борьбы Церкви с обновленческим расколом. В 1922 году за выступления в защиту прав верующих все активные пастыри и миряне Лукоянова во главе с Преосвященным епископом Лукояновским Поликарпом (Тихонравовым) были арестованы по обвинению в антисоветской агитации, противодействии изъятию церковных ценностей и религиозном фанатизме. Василий Гундяев в числе первых узников был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения на пять лет. Вернувшись из ссылки, он стал заниматься спасением и сохранением православных святынь Лукоянова. Чтобы не допустить закрытия женского монастыря и уничтожения его храмов, Василий Степанович неоднократно ездил в Москву с обращениями во ВЦИК. В 1931 году он вновь был арестован и впоследствии прошел еще несколько тюрем и ссылок.
В середине 1950-х после освобождения из лагеря дед Святейшего Патриарха Кирилла принял сан священника и более десяти лет прослужил на приходе в селе Уса-Степановка в Башкирии. Под конец своей жизни он возвратился в село Оброчное Республики Мордовия, где и был похоронен на местном кладбище.
Отец Святейшего Патриарха Кирилла Михаил Васильевич Гундяев (1907-1974) родился в Лукоянове. Учился в местной железнодорожной школе имени Георга Стефенсона. С раннего детства он мечтал стать священником. После окончания школы Михаил остался жить в родном городе, чтобы проходить послушание у викарного епископа Сергия (Мельникова), который служил на Лукояновской кафедре с 1923 по 1925 годы. Он исполнял при владыке обязанности иподиакона и секретаря.
Впоследствии, в 1926 году, имея твердую веру, Михаил отправился в Ленинград для поступления на Высшие богословские курсы, но окончить их не смог: курсы закрылись. Затем его призвали в ряды Красной Армии. По возвращении в Ленинград он стал работать и учиться в Механическом техникуме. В 1934 году его арестовали за религиозные убеждения и сослали на Колыму.
В предвоенные годы Михаил Васильевич Гундяев трудился на ленинградских предприятиях, прошел путь от токаря до техника-технолога, конструктора и начальника цеха. Во время Великой Отечественной войны он пережил блокаду Ленинграда, а затем был эвакуирован вместе с заводом, на котором работал, в город Горький, и до конца войны служил военным представителем на Сормовском заводе, выпускавшем танки. Вернувшись в Ленинград, в 1947 году он стал священником и служил в храме на Смоленском кладбище.
Невзирая на безбожную власть, вопреки жесткому противодействию богоборческих сил и обстоятельств в России XX века по многовековой традиции продолжали складываться династии священнослужителей. Одной из них была семья иерея Василия Степановича Гундяева, формирование которой началось в Лукоянове.
Текст с сайта
Нижегородской митрополии