Благочинный Лукояновского округа, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы иерей Борис (Семенчев)

Его можно увидеть быстро шагающим по улице, в коридорах административных зданий, в школьных классах. И, конечно, в храмах. С неизменной доброй улыбкой на лице, с готовностью помочь, поддержать, а то и дать совет. Редкий житель не знает благочинного Лукояновского округа отца Бориса. Но, согласитесь, совсем немногое мы знаем о нём, хоть и живёт он на Лукояновской земле без малого восемь лет.

Наш разговор с благочинным получился долгим. Как человек скромный, он не любит о себе рассказывать, а воспоминания о длинном и непростом пути к Богу даются с трудом. Приходится заново переживать и переосмысливать каждый когда-то сделанный шаг.

Мирское имя благочинного — Борислав Юрьевич Семенчев. Назвали его в честь деда по материнской линии. Родился 4 февраля 1975 года в городе Баку. Оттуда же вместе с соседом выбирался в Россию через контрольно-пропускные пункты, тайными тропами — шла война в Карабахе. Борис (так нам привычней называть нашего батюшку. — Авт.) не хотел уезжать, не окончив одиннадцати классов, тем самым подвергал себя смертельной опасности.

Пересечь границу удалось, и он перебрался к бабушке и дедушке в Краснодарский край.

Отец Борис вспоминает:

— В девяностые все жили трудно и непросто. То, к чему призывала советская школа, отошло, а нового ничего не было дано. Появилась свобода, появились деньги, а с ними и грех искушения. Я занимался привычным для того времени делом — зарабатыванием денег, налаживанием своего бизнеса, искал себя. Сначала и мне казалось, что счастье в успешном бизнесе, в тех благах, которые он приносит — деньгах, неуёмном потреблении, славе.

Но с приходом в мою жизнь денег понял, что они мне не приносят полного удовлетворения. Я начал видеть, что жить ради денег и удовольствий — это глубокое заблуждение, так как мы ими порабощаемся, грех входит в нашу жизнь. Душа требовала свободы, свободы от греха.

В этот период неудовлетворённости своей жизнью и внутренних поисков я встретил женщину-гречанку с русскими корнями. Удивила меня в ней не вера, я тогда ещё не думал об этом, а способность успешно вести дела. В разговоре она обмолвилась, что православная и ей помогает Бог. Эта встреча с ней и её доброе отношение ко мне изменили мою судьбу.

После этого я впервые пошёл в храм на исповедь. Долго и искренне каялся, говорил о наболевшем. Вышел из храма с удивительным чувством ощущения прощения грехов. Солнце светило по-весеннему ярко и ослепительно. Я понял, что Бог есть, Он тут, со мной, живой…Тогда же было принято решение, определившее всю мою дальнейшую жизнь — идти за Богом. Всё бросил, устроился сторожем в церковь, был пономарём…

— Но ведь Вы серьёзно думали о военной карьере?

— Думал. С детства мечтал послужить Родине. Когда другие мечтали стать космонавтами, я собирался быть телохранителем, чтобы заработать денег на возрождение своей деревни. Служил в армии в казачьих лагерях Ростова-на-Дону. Прошёл там суровую школу. Бесконечно терпеть унижения невозможно — дрался… Отношения с командиром роты были нарушены. Демобилизовался, приехал домой, устроился на завод, а потом занялся предпринимательством, о чём я уже говорил. Придя в церковь, я понял, что Бог помог мне увидеть Его и найти себя, и я этому рад и служу Ему в благодарность, которая переносится на наших прихожан.

— И Вы решили поступать в духовную семинарию?

— Да, решил поступать в семинарию при Троице-Сергиевой лавре. Получил на это благословение от митрополита Екатеринодарского Исидора и до экзаменов поехал в Дивеево помолиться. Однако, не сумев взять билеты, чтобы ехать далее в Москву, опоздал на сдачу документов к допуску на экзамены. Тогда поехал поступать в Нижегородскую семинарию. С первого раза не получилось. Расстроился, конечно, уехал домой, в станицу Алексеевскую.

Потом вернулся в Нижний Новгород. В Благовещенском монастыре, при котором и находится Нижегородская духовная семинария, трудился год. Кстати, именно здесь пригодилась моя коммерческая жилка: работал в церковной лавке. Спустя год вновь поступал в семинарию. На этот раз успешно. Там я укрепился в убеждении, что сделал правильный выбор. Хотя безболезненно откинуть то, что мешало, — соблазны мирской жизни — не всегда и не сразу получалось. Это сопряжено с тяжёлой внутренней работой души. Уверился ещё раз в том, что Бог — рядом, что Он — живой. Люди уходят, а Он всегда с тобой.

Учёба ознаменовалась радостным событием: на четвёртом курсе семинарист Семенчев женился на Елене Александровне Юдиной, окончившей курсы сестёр милосердия и работавшей медсестрой в духовной семинарии.

— Женился я в тридцать лет, и вот уже двенадцать лет мы вместе. Обвенчались 30 сентября 2006 года и с тех пор не расстаёмся. У нас двое сыновей — Матвей и Никита. Ждём третьего ребёнка.

После защиты диплома в 2006 году вместе с молодой женой Борис Семенчев поехал в Выксу, где в сане дьякона преподавал в духовном училище. Через полгода он был рукоположен в священники. Первое место службы получил в рабочем посёлке Досчатое Выксунского района, затем стал старшим священником Иверского женского монастыря. Отец Борис заочно окончил Нижегородский университет им. Лобачевского по специальности «Преподаватель теологии».

С 2009 года его жизнь неразрывно связана с Лукояновом. Сюда он был направлен помощником благочинного Михаила Минюхина, а в 2012 году стал настоятелем храма Покрова Божией Матери и благочинным Лукояновского округа.

— Первая и самая важная задача, которую я ставил перед собой пять лет назад, — работа с людьми, особенно с теми, кто приходит в храм впервые, — продолжает отец Борис. — Но работа благочинного не только в храме, но и в учреждениях и трудовых коллективах: школах, детских садах, колледжах, больницах, ИК-20 и других. А ещё это каждодневный труд по уходу за храмом, его территорией. Административные дела благочиния требуют много сил. К сожалению, наш храм Покрова Пресвятой Богородицы не может вместить во время службы всех желающих. Некоторые уходят просто по состоянию здоровья — душно. Это, конечно, печально. Поэтому принято решение строить новый собор, такой, каким он был до революции. Город от этого только выиграет: станет краше, величественней.

— Вы говорили о своей семье. Расскажите, как строятся взаимоотношения с детьми, чему учите?

— День наших детей начинается как обычно — умываемся, чистим зубы. Затем молитва для принятия крещенской воды и просфоры. А потом все расходимся: кто в детсад, кто в школу, кто на службу. Жена остаётся дома, занимается домашним хозяйством и является хранительницей домашнего очага. Мой день не нормирован, часто приходится задерживаться, выезжать по просьбам прихожан. Поэтому супруга — мой незаменимый друг и помощник. В основном на ней лежит и воспитание детей, организация их досуга. А уж вечером, когда собираемся вместе, читаем книги с духовно-нравственным содержанием, Закон божий, молитвенное правило, разбираем поступки по божьим законам.

Мы ходим всей семьёй на службу, дети берут благословение на грядущий день. Спрашивал у них: хотели бы стать священнослужителями? Старший, Матвей, сомневается, а Никита говорит, что хотел бы быть как папа. Добрая традиция нашей семьи — поездки на море. Выбираем маршрут таким образом, чтобы по дороге посетить святые места и монастыри. И, конечно, мальчишки купаются в море, закаляются. В Краснодарском крае у меня живут мама и бабушка, ездим к ним в гости. Кстати, для мамы до сих пор непонятно, почему я выбрал этот путь, ведь в нашей семье не было священнослужителей.

— Прихожане давно гадают, кто вы по национальности? Говорят, что серб…

— Что вы! Нет, конечно. Моя мама — русская, отец — армянин. По паспорту и мироощущению я русский. Несмотря на то, что долгое время жил в Азербайджане, своей Родиной считаю Россию. А там мы были чужими, потому и уехал.

— Много говорят и пишут о православных чудесах. А Вы были свидетелем такого чуда?

— Чудо происходит каждый день. Ведь чудо — это сам человек. Он приходит в храм помолиться, потом на другой день и на следующий. Чудо, когда ты видишь, как от раза к разу меняется его мировоззрение, его устои. Как человек работает над собой. Но так бывает не всегда. Например, человек приходит на исповедь. Насколько он будет честен, открыт, настолько и получит исцеления. Иногда нападает на людей ложная стыдливость — какой-то свой грех они упорно скрывают. И, соответственно, даже на исповеди не получают прощения, так как искренне не каются.

— Идёт Великий пост. Чтобы вы посоветовали пастве?

В ответ отец Борис цитирует слова Митрофана Воронежского: «Употреби труд, храни мерность — богат будеши. Воздержно пий, мало яждь — здрав будеши. Твори благо, бегай злаго — спасен будеши».

 

Беседу вела Лариса СТЕШИНА