«ДОМ ОТЦА МОЕГО ДОМ МОЛИТВЫ НАРЕЧЕТСЯ…»

17 декабря 2022 года в храме села Большое Маресьево впервые за долгое время была отслужена Божественная литургия.

Один из четырёх престолов храма был посвящён великомученице Варваре, поэтому 17 декабря для маресьевцев – престольный праздник. В этот день благочинный Лукояновского округа, иерей Борис Семенчев, совершил первую с 1938 года (именно в этот год, по словам прихожан, храм был закрыт и впоследствии переоборудован) Божественную литургию.

Несмотря на то, что сегодня в здании храма всё ещё располагается сельский клуб, в алтарной его части уже не проводится никаких мероприятий. Именно там, с особым трепетом, и была отслужена литургия. Поскольку не было иконостаса, а Евхаристия совершалась на переносном престоле, то литургия по своему образу несколько напоминала литургию первохристианской эпохи, когда все молящиеся могли видеть, что происходит на престоле. К тому же, причащались Святых Христовых Таин почти все присутствующие.

По окончании богослужения отец Борис произнёс проповедь:

«Во имя Отца и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братия и сестры, у нас действительно большой праздник: за столько времени мы с вами впервые совершили Божественную литургию в храме, который как раз для этого и предназначен, для верующих, для спасения, для преодоления тех трудностей, скорбей.

Великомученице Варваре молятся, чтобы человек не умер без покаяния, без причащения. Также молятся и за тех, кто дорогу в храм ещё не нашёл. Вот что примечательно из её жития. Отец её, у которого она была единственной дочкой, запер девочку в замке, чтобы она общалась только с определённым кругом лиц. Поэтому рассказать ей о Боге никто не мог. Правда, взирая на окружающий мир, Варвара задумалась о том, что есть Бог, есть Творец, есть Тот Премудрый, Который создал этот мир. И это несмотря на то, что она была лишена слова Божьего. И девица внутренне возжелала узнать об этом Боге. И Господь ответил на её поиски.

Когда отец пообщался со своей дочерью, то пришёл к мысли, что он где-то ошибся в её воспитании. Варвара, к примеру, не хотела замуж, она хотела жить по-другому. Родитель разрешил ей выйти в свет и завести знакомства. Но это общение привело к тому, что она встретила христианок-исповедниц, которые рассказали ей о Боге. Потом ещё был священник, под видом купца приехавший в этот город из Александрии, который и крестил Варвару.

Смотрите, когда человек себя оправдывает, мол, я о Боге ничего не знаю, мне никто ничего не рассказывал, поэтому я в храм не ходил (или не хожу). Но мы видим, что эту святую женщину заперли, но она через видимое творение узнала о Боге. Поэтому человек не может иметь оправдание перед Богом в том, что не верил или не шёл к Нему, потому что всё вокруг говорит о Боге. Человек не может оправдаться перед Богом, сославшись на то, что нет храма рядом, ещё чего-то нет. Ведь знание о Боге, о том, что Он есть, мы получаем от видимого творения. Всё говорит об этом: птички, куры, коровы, поля – всё говорит о том, что есть Бог. И когда человек хочет узнать о Боге, то Творец ему непременно отвечает. Кто искренне желает узнать Бога, тот Его находит. Поэтому, когда мы Бога не находим, можно смело сказать, что мы этого не желаем.

Поэтому нам нельзя переложить вину на кого-то и сказать, что кто-то в чём-то виноват, а я под этим «соусом», как говорится, оправдаюсь. На данный момент у нас столько возможностей узнать о Боге! Нет храма или нет возможности никакой добраться до него – можно посмотреть трансляцию литургии по телевизору. Как пример. А все отговорки – от неимения желания: некогда, то мешает, сё мешает и наши грехи личные в том числе.

Надо к добродетели себя понуждать. Понуждать к поиску Бога, как Ему угодить. Знать о Боге, как исполнять Заповеди, как молиться, как стяжать добродетели, как противостоять греху.

Мы в настоящем созидаем будущее. Каким мы сделаем сегодняшнее настоящее, таким будет и наше будущее. Если мы сеем в Бога и живём для Бога, то Господь со временем даёт ростки определённых добродетелей и создает новую жизнь. А своими грехами мы тоже созидаем жизнь, только другую.

Вот пример. Были у нас лихие годы, когда государство от нас отделилось: с себя сняло обязанности, на нас возложило, лишило какой-то определённой основы жизни. Ведь раньше государство решало за нас и давало смысл жизни, а теперь оно абстрагировалось и сказало, что теперь смысл жизни мы должны искать сами. Теперь детей рожать боятся, вообще полно всяких страхов и забот, как бы поесть, как бы ещё чего-нибудь, много неверия. В итоге мы детей не рожаем. Мало того, что не рождаем, так ещё и убиваем во чреве.

К чему это привело? Вот, говорят, в деревнях народу нет, школы закрыли. А почему школы закрыли? Так детей потому что нет. Были бы дети – школу бы не закрыли. Не так ли? Так и получается, что из одного греха рождается другой, из другого – третий, и мы потом получаем по делам своим. А ведь мы могли бы избежать этой ситуации, если бы слушали, как Бог велит нам поступать. Когда мы знаем, как Бог велит нам поступать, и так поступаем, то мы находимся под защитой Бога. Если мы по-Божьему не делаем, мы отказываемся от Его защиты. «Боже, мы без Тебя всё можем». И тогда наступают определённые скорби, смиряющие нашу с вами гордыню.

Когда мы начинаем поучать наших детей, они недовольно фыркают: мы сами умные, нечего нас учить. Потом проходит время, окунаются они в какую-то ситуацию, о которой предупреждали родители, и им уже стыдно признаться в том, что они не послушались папу/маму.

Так же и мы. Бог попускает ситуацию, в которой мы смиряемся и говорим: Господи, прости, недооценил Тебя, переоценил себя. Мы всеми мыслями и силами души должны быть с Богом везде и всегда. Прочитал Евангелие – думай, размышляй над тем, например, как неразумные девы просили у мудрых поделиться с ними маслом, когда ждали Жениха. Почему последние проявили жадность (на первый взгляд, конечно)? Чтобы избежать ситуации, в которой Жениха недостойны были бы и те, и другие.

Сегодняшнее Евангелие говорит о женщине, которая 18 лет (!) страдала кровотечением. Женская болезнь у неё была, т.е. она постоянно находилась в нечистоте, согласно еврейскому закону. Она была богата и все средства истратила на лечение. Но ничего ей не помогло. Ничего. Пришла женщина в отчаяние. Снова мы видим гордость человеческую: раз деньги есть, то всё у меня будет. Оказалось, что с такими деньгами хоть и полный достаток, а всё равно здоровье купить не получилось. А врачи лечили так, что ей становилось ещё хуже, и она дошла до нищеты. Мы с вами такие же. Заболели раком, к примеру, тоже готовы всё отдать, всё готовы стерпеть – жить хочется. Хотя бы какое-то время.

И вот, женщина, пребывающая в нечистоте, которой запрещено было, по закону, ходить в люди, пробирается сквозь толпу. Если бы кто-то из людей узнал, что она в таком состоянии их касалась, её побили камнями, забили бы насмерть. И когда она тайно прикасается ко Христу, веруя в то, что получит исцеление, Господь чувствует, что из Него выходит сила. Другими словами, Бог почувствовал, что тот, кто просил, получил. И это среди теснящей толпы. Прямо как в храме бывает: много народа молится, а получает кто-то один, кто-то один прикасается к Богу.

И вот, Иисус Христос спрашивает: кто Коснулся Меня? Каково же той женщине! Попробуй признайся толпе, которая невесть что с тобой сделает после этого. Она получила по вере, но ещё нужно было закрепить эту веру. Под страхом смерти она исповедует то, что по просьбе своей получила. Среди народа она говорит и о своей болезни, и о своём исцелении. Становятся понятными слова Господа: «Вера твоя спасла тебя».

Как часто в нашей жизни такое случается: начинаешь в храм ходить, а окружающие начинают сетовать, мол, с ума сошла на старости лет, всю жизнь-то не ходила, вместе пили, гуляли, танцевали, а тут набожная стала! И человеку надо теперь подтверждать свою веру, несмотря ни на усмешки друзей, ни на отвращение родственников. Надо суметь подтвердить, суметь сделать выбор, решительный шаг остаться со Христом, признать, что все благодеяния у меня от Него, что всё хорошее – от Него, а всё плохое – от меня.

Поэтому великомученица Варвара для нас и как духовная поддержка, и как пример стойкости веры. Ведь отец родной принимал казнь её! До чего дошло ослепление, злоба, непринятие выбора, который сделала его дочь.

Мы тоже живём в такое время, когда одни люди не принимают других людей, живущих по-другому, говорящих по-другому, наконец, думающих по-другому. И за то их убивают. Но надо понимать, что нас не любят не за то, что мы русские, а за то, что мы православные, за то, что мы христиане. Почему так? Да потому что дьявол нас ненавидит, потому что мы мешаем ему. Уже просто живя, мы обличаем тех, кто живёт иной жизнью. Ведь им хочется жить нормально, и они пытаются жить нормально, но у них это не получается. И поэтому они свои ненормальности узаконивают, чтобы совесть их была чиста: я же не согрешаю, это всё в законе прописано. Но всё же совесть изнутри обличает и говорит, что это нехорошо. Потому что, например, соседи у человека нормальные, а сам человек ненормальный, и это вызывает такую ненависть.

Когда в древние времена Рим завоёвывал другие государства, он богов покорённых держав ставил в свой пантеон. И римляне не убивали за эту веру, а убивали христиан. Почему бы им не поставить в свой пантеон христианского Бога? Ненависть эта объясняется тем, что она инфернальная, т.е. исходит от сатаны. И люди объяснить не могут, почему они нас ненавидят, ведь это исходит от тёмных сил, против которых они бессильны.

А нам Бог даёт сегодня силу в Причастии, в покаянии, в молитве, поддерживает нас против сил тьмы, даёт возможность побеждать, наступать «на змею и на скорпию». Имеется ввиду, что человек может противостоять силе тьмы, побеждать свои страсти с Божией помощью и возвышаться, приближаясь ко Христу.

Сердечно поздравляю вас ещё раз! Не отчаиваемся в трудностях, они были, есть и будут. Но только те трудности, которые претерпеваются со Христом, вознаграждаются. Будем за всё благодарить Бога! За сегодняшний день тоже, потому что Бог всё устроил так: подал мысль, мысль стала материальной, но, конечно, не без вашей помощи. Бог нас надоумил, дал возможность, поэтому слава Ему!»

Прихожане в ответ поблагодарили отца Бориса и по случаю дня его иерейской хиротонии пожелали многих и плодотворных лет жизни. После литургии состоялась праздничная трапеза.