ПРОПОВЕДЬ В ДЕНЬ ПАМЯТИ ОТЦОВ I ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

С праздником, дорогие братья и сестры! Сегодня, в последнюю неделю по Пасхе перед Святой Троицей, мы вспоминаем память святых отцов первого Вселенского собора.
Господь пришел в мир, чтобы открыть нам истину, благодаря которой мы можем спастись. И эту истину, о которой сегодня мы слышали и в Евангелии, Церковь хранит испокон веков и до сих пор, благодаря чему и остается наша христианская Церковь «православной», то есть мы правильно славим Господа Иисуса Христа, и Святую Троицу.
Из истории знаем, что Церковь всегда была гонима. Господь в Евангелии говорит: «Я созижду Церковь Мою и врата адова не одолеют Ее» (Мф. 16:18). Из этих слов видим, что с Церковью всегда будут воевать, она будет гонимой, всегда будет бороться как с внешними, так и внутренними врагами. В то же время Господь этим говорит, что силы ада не одолеют ее, до конца мира будет стоять и никто не сможет ее одолеть.
В течение первых трех веков с христианской верой велась непрерывная борьба, много было мучеников, пострадавших за Христа. Когда же воцарился римский император Константин Великий, память которого совершали недавно, внешняя война, гонения в Церкви закончились, но началась борьба против христианства внутри Церкви. Всем нам известно, что дьявол не может терпеть имени Христа, когда оно прославляется, и поэтому хочет отомстить Богу за то, что был изгнан из небесных обителей, и хочет, чтобы все люди, особенно христиане, также не имели общения с Богом, почему и всячески направляет нас на путь ложной духовности. Вот здесь уже и начинается внутренняя война.
Мы знаем, что в 325 году сам император Константин Великий созывает первый Вселенский Собор, потому что было тогда уже очень большое разделение Христовой Церкви.
Гордый ум, когда не может понять богословские тайны, например, как может существовать Святая Троица, в Которой три личности, а сущность одна, и Бог один, пытается всячески по-своему интерпретировать и изложить понятно для ума. Вот, был некий Арий, священник Александрийской Церкви. Арий пытается своими измышлениями объяснять, что все-таки Иисус Христос не был Богом, Он был как бы Высшим Творением Бога Отца, как бы низший Бог, и Он не был тем творцом всей Вселенной и Сам был создан во времени Богом Отцом. И это, казалось бы, иное мнение очень сильно повлияло тогда на положение христианской Церкви, произошло большое разделение.
Откуда же и почему появились у Ария последователи? Бог Отец по Своей любви к нам послал Сына Своего Единородного, чтобы спаси нас. Его Сын родился, страдал и умер ради нас, чтобы мы все были счастливы. Ведь даже изначально Бог создал Адама и Еву для блаженства в раю, не на обычной земле, а именно в «райском» Эдеме. Вот какова цель создания Богом человека. В чем заключается для нас радость спасения? В том, что ни ангел, ни какое-то высшее существо, а Сам Господь прошел через страдания и смерть, вот это нам дорого. И это как раз и мотивирует всех нас, христиан, на то, чтобы мы так же в ответной любви были готовы к страданиям ради Него.
Воплощением Бога происходит всемирная перемена всей человеческой истории, когда на землю приходит Сам Господь Бог. Конечно, как и тогда, так и сейчас человечество не приняло Его. И до сих пор мы этого еще до конца не понимаем, как это произошло, как это нам можно понять, что Бог Творец Вселенной был здесь на нашей Земле в видимом теле человека? Конечно мы это осмыслить не в состоянии, никто из нас не может этого понять, пока сам Господь не просветит нас Духом Святым.
И мы тоже в ответной любви ко Господу должны также переменить всю свою жизнь и быть готовыми идти за Христом до смерти, тоже пострадать и прославиться с Ним уже в Царствии Небесном.
Но вот эта перемена и мешает безмятежной жизни христиан. Когда христианство утвердилась как государственная религия при императоре Константине, тогда, конечно, и нашлись последователи священника Ария, потому что его учение делает религию удобной и приятной, особенно для тех, кто не хотел менять свою жизнь, лишаться удобств, страдать ради Христа. Кому хочется это делать? Прошли те времена гонений, настрадались уже, видели, сколько христиан стало мучениками. Даже на соборе присутствовали эти мученики, сколько было искалеченных, безглазых, которых принимал сам император Константин с великим почтением, с поклоном, целуя эти изувеченные места как святыню. Видели все это христиане и не все могли терпеть пытки, многие отрекались от Христа. Были такие люди, особенно из среды богатых. Поддерживал Ария даже столичный епископ Евсевий Никомидийский, имевший большие связи при дворе, и другие влиятельные люди.
Началась смута в Церкви. Пришлось самому императору созывать Вселенский собор, чтобы разрешить и утвердить вопрос об истинах вероучения, ведь решался самый главный догмат христианства о божественности Иисуса Христа.
Мы часто рассуждаем, в чем смысл вечной жизни? Многие говорят, не важно, как веровать в Бога, главное верить в душе, а кто-то говорит, что надо творить добрые дела, милостыню, поститься, молиться. И правда, в чем смысл человеческой жизни на земле? Ответ мы находим в сегодняшнем чтении Евангелия, где Господь в Своей первосвященнической молитве говорит: «сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17:3). Ответ в познании Бога Отца и Сына, и если в этом познании существует хоть малейшее извращение истины, где допущена ложь, там не будет жить Дух Святой, который нас спасает. Эта истина переворачивает всю нашу жизнь, ведь Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом. А если бы Христос не был истинным Богом, не было бы столько мучеников из христиан, начиная с первых веков и до наших дней, не шли бы на смерть, потому что считали бы, раз Христос не был Богом, то невозможно нам спастись. А Бог именно стал Человеком, чтобы человек стал богом в ответной любви к Нему. Не было бы у нас такого дерзновения и мотивации, чтобы идти до конца к Богу, так же полюбить ответной любовью Христа, чтобы пострадать ради Него. И учение Ария — это искажение самой основы всего христианства в целом. Казалось бы, разница всего в одной букве: «единосущий» (с греч. омоусиос) и «подобосущий» (с греч. омиусиос), а исказилось бы все христианское вероучение.
Сегодня мы четко видим, как важно нам беречь свою веру от лжеучений, как ее берегли в первые века христианства. Было всего семь Вселенских соборов, в которых святые отцы ради сохранения истинной веры всегда стояли до смерти, в чем и мы должны подражать им в этом.
Арианская ересь же до сих пор сохранилась в секте свидетелей Иеговы, которые также учат о том, что не Бог стал человеком Иисусом Христом, а некое высшее творение. Нам же от этой ереси надо бежать, как от огня. Есть такой пример из жития преподобного Антония Великого, как однажды к нему пришли ариане спорить с ним, а он как только видел, убегал от них прочь, потому что слова их как ядовитые змеи.
Сегодня мы имеем уже утвержденный на втором Вселенском соборе Символ веры, который называется еще «Никео-Цареградским», потому что первый собор был созван в г. Никея, а второй в г. Константинополь, славянское название которого «Царьград». И вот каждый день мы вспоминаем, прочитываем этот Символ веры, молимся за каждой Литургией, читаем за утренними молитвами, даже в кратком правиле преподобного Серафима Саровского он присутствует.
Важно нам всем хорошо знать основу христианского вероучения, которая изложена в символе веры. Нам не без разницы к какой Церкви принадлежать, но в то же время нас мало заботит то, как хорошо мы знаем свою веру, как ее исповедуем, говоря «ну, не знаю, ничего страшного», отчего нерадивая жизнь и произрастает зараза ересей.
Ересь — это сознательное искажение Богооткровенной истины, данной нам Богом. Часто такое повреждение было почти незаметным. Можно в пример привести сравнение с фальшивомонетчиком. Всю жизнь человек может накапливать фальшивые купюры, которые очень похожи на подлинные, и только знающий человек может это различить, но при покупке дома это потом все обнаружится, а он останется ни с чем. Такое может случиться и в христианской жизни. Если мы будем неправильно славить Бога, то потом, после смерти или на Страшном суде мы окажемся перед Богом ни с чем, не сможем обрести вечную радость и не окажется у нас того духовного богатства, которое мы должны копить для Царствия Небесного. Для этого мы должны в своей жизни подражать святым.
Знаменательно, что на этом соборе пребывало очень много святых. Имена некоторых нам известны: святитель Афанасий Великий, святитель Николай Чудотворец, святитель Спиридон Тримифунтский. Его еще часто изображают с кирпичом в руках, потому что, по Преданию, на соборе произошло чудо, когда он надавил на кирпич и с одной его стороны вырвалось пламя, с другой потекла вода, а в руках чудотворца осталась глина, показывая всем, как один кирпич содержит разный состав, так и в Пресвятой Троице — три Лица, а Божество Едино. Это свершилось для того, чтобы мы хотя бы через такие примеры и чудеса немного представляли и начинали понимать христианское богословие.
Братья и сестры, всем вам желаю Божией помощи в трудах освоения основ истины своей веры, догматов, чтобы хорошо знали православное вероучение, а для этого каждый православный христианин обязан выучить Символ веры — не просто знать текст, но и смысл, заключенный в этих словах. Также читать объяснения, о чем говорится в каждом члене Символа веры. Будем же подражать святым исповедникам, которые хорошо знали догматические основы своей веры и до конца стояли за основы истины нашей веры. Аминь.

Иерей Николай Семенов