ПРОПОВЕДЬ В НЕДЕЛЮ 27-Ю ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ. ИСЦЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИ ПРОКАЖЕННЫХ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры, поздравляю вас всех с воскресным днем! Сегодня мы с вами за богослужением слышали евангельское чтение о том, как Господь удивительным образом исцелил десять прокаженных мужей. Этот отрывок Евангелия читается каждый раз, когда мы служим благодарственный молебен, потому что события этого чуда учат нас благодарности.
Как у нас бывает, если есть такие болезни, которые врачи не могут излечить, тогда мы прибегаем к святым, духовным наставникам, творящих чудеса, о которых от кого-то узнали. И эти прокаженные скорее всего наслышались, что есть некий Учитель, Пророк, который помогает всем, исцеляет всякие болезни.
Вспомним, как взывали ко Христу десять прокаженных мужей о милости. Господь не испытывает их веру, но велит им показаться священникам. По пути же, возможно они недалеко отдалились, все они одновременно исцеляются, и только один из них, как оказалось, самарянин, приходит и благодарит Господа за исцеление, припав к Его ногам. Господь спрашивает, где же остальные девять? Почему они не возвратились воздать славу Богу, но только иноплеменник. И говорит бывшему прокаженному: «Встань, иди: вера твоя спасла тебя» (Лк. 17, 19).
Поучительно это событие еще и тем, что и мы в нашей жизни часто как эти девять прокаженных мужей не умеем или не научены благодарить Бога, да и не только Бога, но и ближних своих. Среди нас нет прокаженных телесно, но мы все (многие из нас) являются прокаженными духовно.
Проказа — это очень страшная болезнь. Почему Господь посылает к священникам, потому что в те времена только священнослужители вместо врачей ставили диагноз. Это сейчас у нас есть врачи, которые исследуют здоровье человека.
Эти прокаженные жили кучно, потому что в общество здоровых их не принимали из-за того, что могли заразить других, и даже общались на отдалении, где-то на расстоянии выброшенного камня. И их даже кормили как собак, вот в таком унизительном положении существовали эти люди. Особенно самарянин, наверняка его простые евреи еще и презирали. Но всех их объединяла между собой единственная причина — общая скорбь, общая болезнь. Как это часто бывает, когда лежит человек в больнице вместе с другими в одной палате, они могут общаться как близкие друзья, и уже не важно, какой национальности, какого там цвета кожа, болезнь меняет людей, их объединяет в общей скорби. И наш народ, когда какая скорбь коснется нас, например, война, мы тоже как-то сплачиваемся духовно. Вот так эти прокаженные общались вместе как братья.
И вот всех их Господь, хотя и знал, что они еще не здоровы духовно, по милости исцелил, можно сказать, по вере одного. Господь видел, что они достаточно настрадались, поэтому не хотел их так оставлять и дальше страдать этой тяжелой болезнью. Жутко даже и представить, как кожа на глазах обваливается, еще и болезненное неприятное ощущение. Хотя человек ко всему привыкает, и к боли, но к зуду привыкнуть практически невозможно.
Есть такой показательный пример из жития. Одному рабу Божию на Афоне, который желал особенно ради Господа потрудиться, — даже до мученической смерти — старец дал три послушания: «Если выполнишь, то можешь быть мучеником». Первое — раньше всех приходить к службе и позже всех уходить. Второе — никогда на службе не только не прислоняться, но даже не смыкать глаз. А бдения были на Афоне долгие, служба там шла по 18 часов — полное всенощное бдение, как у нас называется. У нас осталось одно название, а там служба начиналась днем и кончалась, опять же, в первой половине дня. И это он выполнял. А третье послушание ему было такое: «Когда тебя будет кто-то кусать- комар, или клоп, или блоха, — не чесаться». Он потом пришел и говорит: «Отче, вот первые два послушания я могу выполнить, а последнее не могу». — «Ну, — говорит старец, — тогда пока еще не можешь быть мучеником». Вот какова эта болезнь, когда человек заживо гниет. Очень сложно терпеть зуд — это очень мучительное состояние.
Но что мы видим далее? Вместо того, чтобы поблагодарить Бога, они идут быстрее исполнить повеление «Наставника», так как веры им хватило назвать Иисуса только «наставником». Хотя они духовно не исповедовали Христа, чтобы благодарить Его, и это удивительно, ведь невозможно, чтобы они не поняли, что это их коснулся Сам Господь Бог, потому что они все исцелились одновременно, но только один из них приходит благодарить Спасителя.
Представьте, как на их руках гноения заживают, зарубцевались струпы, появляется новая обновленная плоть. Поэтому и представить себе невозможно, какая это радость — вдруг сразу получить облегчение. И конечно же, получив одно благодеяние, они хотели получить еще и второе. Какое? Справку от священника о том, что им уже можно выходить в общество. Они ведь тоже скучали по родным и близким, знакомым. Вот так они забывают об этом чуде и думают уже только о себе, вместо того, чтобы с радостью быстрее вернуться ко Христу, «Наставнику», и поблагодарить его, а потом дальше идти. Да успеешь еще ты к священнику, но нет, даже прекрасно зная о том, что, если сейчас они отойдут от Христа, они потеряют Его и возможно больше Его и не встретят, не найдут. Но только один из них возвращается.
В нашей жизни, братья и сестры, мы чаще всего просим чего-то у Бога, не умеем благодарить Бога по-настоящему, как надо и это проявляется в нашей жизни. Как говорит апостол Павел, неблагодарность — свойство человека последних времен: «в последние дни наступят времена тяжкие. Люди будут … родителям непокорны, неблагодарны» (2 Тим 3:1-2) Как часто супруги непокорны друг другу, как общество неблагодарно властям, и сегодня это обычное дело, вот признаки современного человека. Неблагодарность — вот чего нам надо бояться.
Мы же, пока еще не имея подлинного дара любви, чаще всего к Богу обращаемся только с бесконечными просьбами. Приходя в храм, почти все время только и делаем, что просим: помоги, дай, исцели, а благодарности, как таковой у нас нет. Даже выражая свою благодарность Богу словами, проявляем мы ее не так искренне, без сокрушенного сердца. Ну а кроме слов, спросит кто-нибудь, как мы еще можем проявить благодарность? Делами. Как именно? Ответной любовью. Святые Отцы учат нас о том, что путь к Богу лежит через ближнего. Как учит нас святитель Игнатий Брянчанинов: не гневаться, не памятозлобствовать, не ругаться, смиряться, не льстить, уступать, не спорить, платить добром за зло, молиться за обидящих, не осуждать, не судить и т.д. Вот так мы должны любить своих ближних.
То, что мы ходим в храм и просим у Бога, помним о Нем это хорошо, но это всего лишь первая ступень, подготовка к подлинной, настоящей молитве, которая ведет к высшей ступени — благодарности Богу. Ведет к такой молитве, которую совершают Ангелы, пребывая в этой совершенной ступени, они ничего не просят у Бога, но выражая благодарность, они восхваляют Творца, тем и радуются и счастливы, а это и есть пища для них. По воскресении же и мы будем пребывать как Ангелы, говорит Господь в Евангелии. Поэтому мы должны стремиться к такой молитве.
Вот мы сегодня совершали Божественную Литургию, которая с греческого языка переводится как «общее дело». А самый главный центр этого богослужения – это «Евхаристия», это в переводе с греческого, Благодарение. В начале евхаристического канона мы слышим слова пение: «Милость мира, жертву хваления», т.е. мы должны хвалить Бога, далее возглашает священник: «Благодарим Господа», а народ слушает и молится. На каждой Литургии мы участвуем в молитве благодарения Бога.
Сколько и как часто люди приносят благодарение Богу? Это можно понять из численности ходящих в храм верующих. Вот, например, в нашем городе проживает примерно тринадцать тысяч человек, может быть уже и меньше, и сколько ходят в каждое воскресенье на Литургию. Какой это процент? Вот как мы проявляем благодарность Богу за все Его благодеяния к нам. Что еще может сделать Бог в нашей жизни такое, чтобы мы уже научились благодарить Его, чего еще мы ждем от Него? А ведь Он нам уже дал все необходимое для спасения. Даже отнимая что-то от нас, Господь этим хочет научить нас терпению, смирению, смягчает наше черствое сердце. Ведь только в болезнях и скорбях мы можем по-настоящему научиться ценить здоровье и сострадать ближним своим, потому и сказал ученикам своим: «В мире скорбны будете» (Ин.16.33). Невозможно спастись без скорбей и болезней, только через страдания мы понимаем цену любви и милости Божией к нам, через которые мы сможем Его взаимно полюбить и научиться благодарить Его за все. А если мы не достигнем этого, переживая все те скорби, которые посылает нам Господь, как например проказа, не научимся за все благодарить Бога, как эти неблагодарные прокаженные, то мы уже больше не сможем взрастить и дать духовные плоды. Обычно Он нам по любви дает нам и здоровье, и денег, и детей, и т.п. Если этим мы не спасаемся, то Господь посылает нам какие-то скорби или болезнь, как крайнее, последнее средство нашего спасения. И если через это мы не спасаемся, не хотим менять свою жизнь, тогда уже становимся непригодными для Царствия Небесного.
А почему вообще благодарить Бога, нужна ли эта благодарность Ему? Благодарность – это дар совершенного человека. Господь призвал нас к любви друг ко другу. Вот как, например, мать любит своего ребенка, или два человека любят друг друга. Любящий живет хвалою любимого. Тем более – в отношениях к Богу: душа, наполненная живым чувством Бога, устремляется к Его прославлению, поэтому и полнота Богообщения в вечности выражается бесконечным прославлением Бога.
Каждого человека красит благодарность Богу, с таким приятно и легко общаться, потому что у него всегда хорошее настроение, с ними как-то весело, радостно, ему и живется хорошо. А есть такие, кто этому не научен, они обычно все время жалуются на что-то, недовольные, их всегда что-то раздражает. Корень же благодарности, как неотъемлемая часть характера человека — это смирение. Смиренный человек – благодарный, он этим показывает, как он воспринимает то, что Господь ему посылает, и какую жертву он приносит своим ближним.
Да и жертва, как и средства, имеют цену перед Богом разную. У Бога своя бухгалтерия. Это здесь, на земле, у нас свои расценки. У Бога иное. Человек может потерпеть что-то, когда ему это несложно, — это одно. Когда ему трудно, и он это претерпевает, напрягая все свои силы, — цена другая. Есть такой пример, когда преподобного Серафима спросили, кто ближе к Богу в обители, он сказал: «Повар, из бывших солдат». Ему говорят: «Батюшка, как же так?» — «Да он, — говорит, — из бывших солдат, то есть из грубой среды. И характер у него от природы огненный, он в запальчивости убьет. Но он так себя сдерживает, что вот этот его внутренний подвиг сдерживания своего такого характера Господь ставит выше подвига подвижников всей обители». Вот видите, какую он жертву приносил? Как сдерживал свое раздражение, когда обслуживал всю братию. Этому так подай, этому — так. Всё это Господь и поставил на такую высоту, что оказался его подвиг выше подвига всей обители. Вот что значит благодарность Богу, вот что значит жертва, которую мы должны приносить. А думаем: вот мы дадим что-то Богу, и этим умилостивим Его. У Бога своя цена, например: две лепты вдовы Бог оценил намного выше, чем даже большие пожертвования богачей.
Нам нельзя забывать об этом, и научиться за все благодарить Бога. Каждый из нас должен проверить себя, насколько он верующий человек. Если мы научились благодарить Бога, если можем сказать слова благодарности своему ближнему, то тогда мы любим Бога, живем в духе христианской веры. Если мы не научились этому, значит мы еще недостойны пребывать рядом с Ним. Ведь именно вера, выраженная в благодарности Богу, как сказал Господь самарянину, спасла его. Вера его стала залогом выздоровления, его искренняя благодарность спасла его. И каждый человек, который научился или научится в своей жизни благодарности Богу, тот будет спасен. Всем желаю помощи в стяжании в этой добродетели, которая проявляется в любви нашим ближним. Аминь.