Рождественские образовательные чтения «Молодежь: свобода и ответственность»

29 сентября открылись ежегодные Рождественские образовательные чтения. В Лукояновском благочинии они проходят в пятый раз и всегда вызывает большой интерес общественности. Сегодня каждое благочиние организует и проводит мероприятия по направлению той деятельности, в рамках которой есть о чем рассказать, поделиться опытом и встретиться с интересными людьми. Рождественские чтения имеют свою ежегодную тему, определяющая идею всего форума. В этом году тема «Молодежь: свобода и ответственность» является основной темой Рождественских образовательных чтений.

Первое заседание Рождественских чтений прошло в читальном зале центральной детской библиотеки.

Открыл Рождественские чтения председатель Рождественских образовательных чтений Лысковской епархии Лукояновского благочиния иерей Борис Семенчев.

Благочинный поздравил присутствующих, подчеркнув значимость семьи в жизни ребенка, важность воспитания в семье и именно православного воспитания.

О воспитании духа семьи, воспитании на собственным примере, активном участии в жизни ребенка говорил помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации Родион Карримуллин: «Как маленькое деревце к какой стороне наклонено будет, так до конца будет расти, -говорил святой Тихон Задонский, так и молодой отрок, чему сначала наставлен будет, к тому и до конца кончины своей жизни склонность будет иметь».

Тема для доклада выбраны так, чтобы обсудить все стороны развития гармоничной личности, в основе которой православное воспитание.
О труде над ребенком, как необходимое условие для успеха рассказала Анна Мамаева.

О самоотверженной любви — основе воспитания рассказала Галина Мусина.
На открытии Рождественских чтений были затронуты семь факторов духовного возрастания: покаяния и причащения, молитве, о посте, примере благочестия родителей, духовной среде, духовном чтении и освящении обстановки.

Присутствующие с большим интересом слушали докладчиков. Ведь, то что они говорили было им близко, понятно.

Некоторые из неразумных родителей совершенно пренебрегают воспитанием детей в раннем их возрасте, (делал ребенок дурное дело, неразумный родитель говорит: «Э, ничего, еще ребенок, не смыслит, вырастет — не станет этого делать». И растет этот ребенок, как дикая яблоня в лесу, такая дичь, такая глушь! А отведаешь плода с этой яблони — и не возрадуешься: так он кисел и юрок. И вот, никем не останавливаемый, не наказываемый и не вразумляемый, вырастает впоследствии этот ребенок рабом своих беспорядочных наклонностей; раннее его худое поведение переходит у него в навык, и становится он негодным членом общества, горем для своих родителей, бременем и соблазном для многих. «Ничего нет хуже, — говорит св. Златоуст, — когда детские проступки не исправляются и чрез это в детях обращаются в навык. Эти проступки, будучи запущены, обыкновенно настолько портят ребенка, что впоследствии уже не бывает возможности никакими увещеваниями его поправить, и подобных детей дьявол водит, как пленников, куда ему бывает угодно. Он становится полновластным их повелителем, дает им пагубные наставления, и несчастные дети, нисколько не помышляя, что эти наставления ведут их к конечной погибели, исполняют их с полною охотою».

Какой же вывод сделать из первого дня работы Рождественских чтений? Что из сего мы заключить должны? То, что в раннем детском возрасте не только ни одного порока, но даже и проступка детей родители не должны почитать незначительным, ибо, и как показывает опыт, и как мы видели из слова св. Златоуста, и малое, если не будет замечено и остановлено вовремя, делается, наконец, великим. И действительно: не часто ли бывает, что самые тяжкие преступления, сделанные в зрелых летах, произошли, как из семени, из маловажных, по-видимому, шалостей, допущенных в молодости? Ребенок сорвал без спроса яблоко; что тут особенного? А между тем он впоследствии сделался вором. Ребенок привык тиранить домашних животных; ну, что за бела, что он бьет собаку или кошку? А смотришь, в зрелом возрасте он стал жестоким и бесчеловечным тираном своей семьи. Дочь гуляет с другими за полночь. «Ну что ж, дело молодое, — говорят, — пусть себе гуляет». И, однако, часто после этих гуляний отец и мать, из-за позора дочери, рвут на себе волосы, да поздно.

Итак, родители, не забывайте, что если ребенок ваш сделал худое единожды, то может сделать и в другой раз; а с повторением худого более и более у него будут ослабевать силы к сопротивлению злу, и, наконец, грех обратится в навык, если вовремя не примете меры к пресечению зла. «Безумие, — говорит Соломон, — висит на сердце юного: жезл же и наказание далече отгонит от него» (Притч. 22, 16). Поэтому и заботьтесь утвердить в сердце своем любовь к детям не слепую, а разумную; а для приобретения сей последней чаще приводите на память наставления Премудрого:

«Кто любит своего сына, пусть чаше наказывает его, чтобы впоследствии утешаться им. Кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него и среди знакомых будет хвалиться им» (Сирах. 30, 1-2).

Лариса Стешина
Фото автора