В читальном зале
Через несколько месяцев после нашей журналисткой поездки — 21 октября 2022 года — состоялось открытие дома-музея иерея Василия Гундяева, на котором побывал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Ну а мы себе пообещали, как только появится возможность, обязательно приедем в музей на экскурсию. И вот буквально неделю назад мы на этой экскурсии побывали.
Дом-музей Нижегородской митрополии «Исповедник веры Христовой иерей Василий Гундяев» имеет большую огороженную территорию с красивыми фонарями и скамьями. Вместе с иереем Николаем Семеновым — клириком Покровского храма и нашим сегодняшним экскурсоводом — поднимаемся по крылечку, их здесь два — можно и с того, и с другого зайти в дом. Заходим. Чуть позже к нам присоединится и наша давняя знакомая — Фаина Ильинична Кедяркина. Пахнет деревом. В коридоре на светлых половицах постелена домотканая дорожка, чуть позже мы пройдем по ней в ту самую четвертую квартиру, в которой раньше жили Гундяевы. А пока нас приглашают в читальный зал (или зал заседаний), где расположилась библиотека с духовной литературой, подаренной музею патриархом Кириллом. Здесь же подаренная патриархом икона святителя Тихона (Белавина). С патриархом Тихоном в начале прошлого века Василий Степанович Гундяев был знаком лично: общался, вел переписку, а в голодный год возил ему в Москву продукты, чему посвящена одна из картин музея, выполненная Нижегородской епархиальной художественной мастерской «Ковчег». В читальном зале мы посмотрели фильм о Василии Степановиче Гундяеве. А также обратили особое внимание на большую картину, воссоздающую дореволюционный облик Лукоянова. «На данной картине изображены Покровский храм и Свято-Тихоновский женский монастырь, — пояснил иерей Николай Семенов. — К началу ХХ в. мы относились к Сергачско-Лукояновской епархии, насчитывающей 225 приходов, из них 130 приходов находились на территории Лукояновского уезда. В епархии на то время было 306 священников».
История церквей Лукоянова
Экспозиции зала, в который мы проследовали дальше, посвящены истории церквей России и города Лукоянова, постигшей их участи разрушения в послереволюционный период, изъятию церковных ценностей, кампании по вскрытию и уничтожению святых мощей, гонениям на служителей церкви.
В начале 19 века пожаром в Лукоянове были уничтожены почти все дома, сгорели 3 деревянных церкви. После началось строительство каменных церквей. Самый известный в городе Покровский собор строился уроженцем города Арзамаса, известным архитектором Михаилом Коринфским. Строили собор на деньги жителей города, самое большое пожертвование сделала вдовица Рукавишникова — 100 пудов золота на убранство храма и 30 тысяч рублей на строительство. По просьбе жителей Лукоянова в нижней части собора хранились драгоценности горожан, что говорило о высоком доверии церкви. Покровский храм была разрушен в 1931 году, кирпич от него пошел на строительство главной дороги города и частично — на школу. Удалось сохранить антиминс — святыню, без которой нельзя совершать литургию. Сейчас этот антиминс находится в музее, и мы смогли его увидеть в застекленной витрине. Также сохранились метрические книги. И даже два больших кирпича, напоминающих о прежнем храме. Здесь же от нашего экскурсовода мы узнаем об истории Свято-Тихоновского женского монастыря города Лукоянова, который основала в 1855 году дворянка Анна Никифоровна Листова и который тоже постигла участь разрушения в 1931 году. В годы гонений на церковь часть монастыря использовали под тюрьму, где держали какое-то время священников, монахинь. В музее можно видеть монашеское женское облачение, сохранился фотоальбом из монастыря со старыми фотографиями, списки сестер монастыря, опись церковного имущества. В этом же зале представлен большой список священников и монашествующих Лукояновского уезда, подвергшихся арестам, ссылкам, расстрелам в годы богоборчества. Среди них мы увидели и уроженцев села Какино. Один из них бывший помещик, впоследствии священник Василий Иванович Радаев (1871 г. рождения), о нем указано: с 1917 года был несколько раз арестован.
Голодный год
Ужасает кошмар голодного 1922 года. «Страшный голод. Люди съедали людей. Наступило духовное затмение, время беснования, — рассказывает нам иерей Николай Семенов. — С чем оно связано? У церкви есть этому объяснение: человек, когда отвергает Бога, становится безумным. Таким безумием в большинстве своем был охвачен наш народ. Революция, гражданская братоубийственная война, голодный год. Чтобы помочь голодающим, патриарх Тихон воззвал церковь добровольно отдавать драгоценные церковные украшения, церковную утварь, которая не употребляется для богослужений. Но вместо этого церковные ценности шли не в пользу нуждающимся, а при новой власти зачастую вывозились за границу».
Дед патриарха Кирилла
В следующем зале музея можно узнать о строительстве железной дороги в Лукоянове. Самый первый поезд через станцию Лукоянов прошел 16 июля 1903 года. Для обслуживания дороги в Лукоянов прибыло 1500 рабочих разных специальностей. Привлекает сразу внимание форма машиниста, пошитая специально для музея в Нижегородской епархиальной мастерской. Работал на железной дороге в Лукоянове и Василий Степанович Гундяев. Родился дед патриарха Кирилла 15 мая 1879 года в селе Оброчное Лукояновского уезда (ныне Мордовия). Начал трудиться с раннего возраста, со временем овладел профессией машиниста-механика. В музее есть «Свидетельство машиниста» Василия Гундяева. Человеком он был глубоко верующим и благочестивым. Гундяевы были прихожанами Покровского храма города Лукоянова, постоянно участвовали в богослужении. В этом же храме крестили детей Гундяевых. В семье Василия Степановича воспитывалось семеро детей: 4 дочери и 2 сына, а также приемная девочка-сирота. Будучи старшим машинистом (а водил он литерные поезда, пассажирами которых были именитые особы), он хорошо зарабатывал — до 300 рублей в месяц, огромные деньги по тем временам, если учесть, что корова стоила 25 рублей. А жил он очень скромно, почти все деньги отправлял в Афонский монастырь — на вечное поминовение своих родственников. Когда патриарх Кирилл был в паломничестве на Святом Афоне, то при посещении монастыря Симона-Петра спросил у игумена: «Есть ли в обители записи на вечное поминовение начала ХХ века? Он сказал, что есть. Я мысленно прикинул, в какие примерно годы дед мог посылать деньги — конечно, до войны 1914 года. И попросил: посмотрите в книгах под 1913 годом русские имена. Буквально через несколько минут мне принесли синодик, открыли 1913 год, и я увидел записанной всю нашу семью. Думаю, подобные записи есть и во всех других святогорских обителях».
Лукояновский краевед Алексей Иванович Пох в детстве учился с детьми Гундяевых в школе имени Стефенсона, был вхож в их дом и после всегда вспоминал, как просто и скромно жила эта семья. У Гундяевых была большая библиотека. Обстановка скромная: комод, стол, стулья. За самоваром с конфетами собиралась не только вся большая семья, но и друзья, соседи. Работая по окончании школы дежурным по станции Лукоянов, Алексей Иванович неоднократно наблюдал, как машинист Гундяев, прежде чем отправиться в путь, всегда молился за пассажиров и за себя — и благополучно возвращался. Другой очевидец, сын железнодорожника и впоследствии сам железнодорожник Яков Герасимович Замелин рассказывал, как всем классом (по 25-30 человек) приходили на квартиру к Гундяевым изучать Закон Божий.
Источник: Газета «Гагинские вести»
Альбом: https://vk.com/album-64514416_301968907